6 июня будет следующее заседание суда. Суд хочет подробнее рассмотреть необходимость перевода на латышский язык частных садиков. В отношении школ суду все понятно.
Интересно, что в ходе этого судебного разбирательства поднимался вопрос о том, имеет ли право истец - Доминик Джибути, будучи грузином, требовать от Латвии предоставления его детям права обучаться на русском языке в частных учебных заведениях. Суд заявил, что они пока не готовы дать ответ и на этот вопрос.
Иск в КС подали Дана Джибути и Доминик Джибути, которых представляет их отец Тенгиз Джибути. Истцы считают, что из-за оспариваемых норм они больше не смогут получать образование на родном языке, и эти нормы лишают их права на развитие как всесторонних и критически мыслящих личностей и права на полноценное использование своего языка в общественной и частной жизни, что вытекает из норм Конституции.
В октябре 2022 года Сейм принял поправки к закону об образовании и закону об общем образовании, согласно которым в Латвии в течение трех лет будет осуществлен постепенный переход на обучение только на государственном языке, в том числе в дошкольных учреждениях и основной школе. До этого преподавание только на латышском языке уже велось в средних школах.
Переход на обучение только на латышском языке в программах начального образования школ нацменьшинств начался в этом учебном году, причем первыми реформу начали 1-е, 4-е и 7-е классы.
С 1 сентября 2024 года преподавание только на латышском языке будет введено также во 2-х, 5-х и 8-х классах, а с 1 сентября 2025 года - в 3-х, 6-х и 9-х классах.
Дело возбуждено по иску нескольких человек. Они просят КС оценить, соответствуют ли поправки статьям 1 и 114 Конституции.
Статья 1 Конституции гласит, что Латвия является независимой демократической республикой, а статья 114 гласит, что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право сохранять и развивать свою языковую, этническую и культурную самобытность.
опуб