Среди бизнесменов, ставших героями расследования "Проекта", — совладелец и бывший член совета директоров "Альфа-банка", акционер инвестиционной компании LetterOne и гражданин Латвии Петр Авен. Общую стоимость контрактов, которые связанные с ним компании заключили с ВПК, Минобороны РФ и Росгвардией, журналисты оценили как минимум в 1,13 млрд рублей (15,3 млн евро).
Как выяснил "Проект", с 2014 года "Альфа-банк" выдавал кредиты нескольким российским оборонным предприятиям, в том числе заводу "Полет" (производит авиационное оборудование), "Оборонстрою" (строит объекты Минобороны) и НПО "Искра" (производит двигатели для ракетных комплексов).
В 2018 году банк заявил, что прекратит сотрудничать с теми предприятиями, которые попали под санкции, но продолжил кредитовать заводы, избежавшие ограничений. Среди них был Казанский завод точного машиностроения, который изготавливает детали для противотанковых и противопехотных мин, а также взрыватели для осколочно-фугасных снарядов.
Еще один кредит, выданный Тульскому патронному заводу, был возвращен уже после начала полномасштабной войны, в декабре 2022 года. До сих пор не погасил долг перед "Альфа-банком" Уральский оптико-механический завод, который производит, в том числе, оборудование для военных самолетов и вертолетов. Спустя три месяца после начала большой войны финансовая организация также выделила деньги Оренбургскому спиртзаводу, который поставляет этиловый спирт нескольким предприятиям ВПК.
"Альфа-Страхование" на протяжении многих лет сотрудничает с Росгвардией (об этом ранее рассказывало украинское издание "Схемы") и Минобороны РФ. "Проект" обнаружил 33 войсковые части и 15 оборонных предприятий, которые пользовались услугами страховой компании после 2014 года, причем несколько контрактов были заключены в последние полтора года.
Пресс-служба "Альфа-банка" в комментарии "Проекту" подчеркнула, что не сотрудничает с предприятиями, занимающимися производством исключительно военных товаров. Кредит для Тульского патронного завода, отметили в банке, был выдан на производство спортивных и охотничьих патронов, а отношения между двумя юрлицами прекратились в марте 2022 года. Отказать в предоставлении ряда страховых услуг, по словам представителя "Альфа-банка", организация не может по российским законам, а договоры остальных типов с войсковыми частями и ВПК компания не заключает.
Авторы расследования отмечают, что как минимум часть утверждений из этого ответа вызывает вопросы. Например, по российским законам "Альфа-Страхование" действительно не может отказать в полисе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) физическим лицам, однако соответствующие контракты со структурами Минобороны и ВПК компания заключала после открытых аукционов, в которых "могла, как минимум, не принимать участия". Кроме того, несколько договоров было заключено на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников оборонных предприятий, в том числе концерна "Калашников".
Авен прокомментировал эту информацию так:
"К сделанным ранее заявлениям "Альфа-банка" и "Альфа-Страхования" могу добавить только то, что я и мой партнер Михаил Фридман уехали из России на следующий день после начала войны, и тогда же вышли из всех органов управления упомянутых компаний", — сообщил бизнесмен.