Правда, законодатели отказались рассматривать предложение Платона, объяснив это тем, что запретить музыку невозможно -- точно так же, как невозможно запретить ветер.
Песню не задушишь, не убьёшь
«Чаще всего музыка подвергается цензуре по политическим причинам. За ними следуют темы алкоголя, наркотиков, религии -- а также секса», -- перечисляет финский писатель и телеведущий Яке Нюман в своей книге «Запрещенные пластинки». В ней он рассказывает о музыкальной цензуре в разных странах за последние сто лет.
«Если взять другие виды искусства, то в кино, к примеру, можно не ходить и книг в библиотеке не брать, а вот от музыки сбежать некуда. Этим она и опасна. Человек слышит песню, в которой критикуют власть, и, скорее всего, она продолжит звучать у него в голове. Как же от нее избавиться? Вместе с головой? Бывало и такое», -- пишет Яке Нюман.
Вот примеры из его книги. Пластинки The Beatles во времена расцвета их карьеры публично сжигали, потому что Джон Леннон заявил, что их группа популярнее Иисуса Христа.
Элвиса Пресли снимали для телепередач только выше пояса, так как не хотели показывать зрителям его эксцентричные движения бедрами.
А Мэрилину Мэнсону не так давно не дали выступить в американском штате Виргиния, поскольку, по мнению местных властей, его песни побуждают людей к убийствам и изнасилованиям.
Нацисты против джаза
Слово «джаз» впервые было использовано американским журналом Variety в номере, вышедшем 27 октября 1916 года, где рассказывалось о музыкальных коллективах Чикаго. Но музыковеды считают, что оно в качестве сленга появилось вовсе не на Юге США, где джаз основали черные жители Нового Орлеана и Сент-Луиса, а на Западном побережье Америки еще в 1912 году. И к тому, что мы сейчас называем джазом, это слово первоначально никакого отношения не имело.
Самое раннее употребление термина «джаз» приписывают подающему бейсбольной команды Portland Beavers («Портлендские бобры») Бену Хендерсону, который изобрел новый вид подачи и сам назвал его «джазом». Пресса писала в 1912 году: «Бейсбольная джаз-подача Бена», -- подразумевая, что это была подача необыкновенная, никем ранее не применявшаяся.
А затем новое слово из мира спорта перекочевало в жаргон музыкантов, и под ним стали подразумевать необыкновенную музыку. Однако в печати обозначение "jazz music" применительно к новому музыкальному стилю появилось только через три с лишним года в Чикаго, когда это слово в своих статьях стали использовать обозреватели музыкальных изданий.
В нацистской Германии джаз сразу же стал для властей настоящей головной болью. Здесь этот музыкальный стиль считался одним из проявлений американского декаданса, и после прихода Гитлера к власти «музыку негров» полностью запретили исполнять по радио. А в противовес американскому джазу по указу министра пропаганды Йозефа Геббельса была создана группа Charlie and His Orchestra, которая играла свинг и очень часто звучала на радиостанциях страны.
Хотя группа тоже исполняла самые популярные в мире джазовые композиции, хитрость здесь была в том, что слова к ним были переписаны в духе нацизма. В них высмеивались евреи, коммунисты и политики, враждебно настроенные по отношению к Германии.
Впрочем, цензуру в нацистской Германии все время пытались обойти. К примеру, хит того времени "Joseph Joseph" (композиция на основе еврейской песни) выходил на пластинках под другим названием. Для отвода глаз могло меняться и имя исполнителя.
Угроза с Запада
В СССР тоже прекрасно понимали значение музыки как средства пропаганды. Джаз здесь первоначально не приветствовался, пока на эстраде не появился оркестр Леонида Утесова. А в 1950-е годы основная критика советских властей переключилась на зародившийся в это время американский рок-н-ролл, который, по их мнению, представлял собой крайне серьезную угрозу для коммунистической идеологии.
По мнению партийных лидеров, рок-н-ролл был придуман для того, чтобы спровоцировать моральную деградацию американских подростков. В СССР рок-н-ролл также виделся предвестником деградации, но направленным уже не на американскую, а на советскую молодежь. Однако, несмотря на все запреты, советским людям нравились западные рок- и поп-исполнители, и цензура в этой сфере породила совершенно уникальный способ звукозаписи, получивший название «музыка на костях».
Тот же Яке Нюман в своей книге пишет: «Советская молодежь сначала записывала музыку на катушечный магнитофон, скажем, с радио "Люксембург", где проигрывали популярные песни. После этого молодые люди отправлялись к больничным мусорным бакам в поисках рентгеновских снимков на целлулоидных листах, и из них затем делали пластинки. Довольно забавно: хиты The Rolling Stones -- на снимке грудной клетки какого-нибудь дяди Толи. А затем эти записи продавались на черном рынке».
В 1980-е годы в СССР опубликовали список идейно вредных западных артистов и групп. Так, Хулио Иглесиаса обвиняли в неофашизме, метал-группу Judas Priest -- в антикоммунизме, а Тину Тернер -- в излишней сексуальности. Группу Kiss сочли слишком националистической, a Village People -- пропагандирующей насилие. А в 1983 году в СССР была запрещена группа Pink Floyd, у которой в ее антивоенном альбоме "Final Cut" в одной из песен содержалась фраза: «Брежнев взял Афганистан, Бегин взял Бейрут».
"Битлы" завладели миром
Еще одним пугалом для советских властей стала легендарная ливерпульская четверка The Beatles, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Ее первый концерт прошел 17 августа 1960 года в Гамбурге (Германия), на сцене клуба «Индра». В 1970 году, к моменту распада, дискография группы содержала 13 официальных студийных альбомов, изданных в 1963-70 годах, и 211 отдельных песен.
Начав с подражания классикам американского рок-н-ролла 1950-х годов, The Beatles быстро пришли к собственному стилю и звучанию, что позволило им оказать значительное влияние на всю рок-музыку второй половины XX века. С момента выпуска синглов "Please Please Me" («Пожалуйста, порадуй меня») и "Ask Me Why" («Спроси меня, почему») группа начала восхождение к успеху, породив своим творчеством глобальное явление -- битломанию.
Четверка стала первой британской группой, пластинки которой завоевали популярность и первые места в чартах США, и с нее началось всемирное признание британских коллективов, а также "ливерпульского звучания" рок-музыки (Mersey beat). Ныне The Beatles признана одной из наиболее успешных рок-групп XX столетия как в творческом, так и в коммерческом смысле.
Христос -- человек, а не Бог
Советскими идеологами в свое время была встречена в штыки и фактически запрещена первая в мире рок-опера «Иисус Христос -- суперзвезда». Автор музыки -- Эндрю Ллойд-Уэббер, автор либретто -- Тим Райс. Ее премьера состоялась 12 октября 1971 года в Театре Марка Хеллингера в Нью-Йорке. Эта рок-опера впоследствии была признана одним из самых выдающихся музыкальных произведений XX века.
В своем интервью газете The Times Тим Райс говорил: «Мы здесь рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте. Наша задача -- рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения его величие лишь возрастает». В своем либретто Тим Райс в общем и целом следует евангельским текстам, но при этом по-своему трактует многие ключевые моменты библейской истории.
Роль ведущего персонажа здесь в равной или даже большей мере отдана Иуде, нежели Иисусу. Иуда производит впечатление рациональной и последовательной личности, в то время как Иисус слишком эмоционален, чувствителен и, как оказывается, не вполне понимает цель собственной жертвы. В опере нет подлинных злодеев, а единственный отрицательный герой здесь -- толпа, которая сначала возносит своего избранника до небес, а потом требует от властей: «Распни его!»
Автор либретто тогда же говорил, что считает текст оперы в религиозном отношении совершенно нейтральным. «Наше отношение к религии здесь нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным... Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически, и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым». Эти слова впоследствии вызывали негативную реакцию как многих религиозных деятелей, так и музыкальных критиков, а также простых обывателей.
Валерий ВЕТРОВ. ("Тайны XX века".)