Танкер «Туапсе» вышел из одесского порта в мае 1954 года и направился к берегам КНР, в порт Далянь. Это был отнюдь не рядовой рейс: корабль вез стратегический груз в Китайскую народную республику. В то время обе страны, населенные одним народом, но с разными политическими режимами, враждовали друг с другом. СССР, разумеется, поддерживал Мао Цзедуна, воцарившегося в КНР, США поощряли Чан Кайши, правившего на Тайване.
Тайваньский режим чувствовал себя вольготно, его военный флот, который пытался блокировать побережье КНР, нагло задерживал суда различных стран. К примеру, в октябре 1953-го был захвачен польский танкер Praca, а в мае следующего года — грузовое судно из этой же страны — Prezydent Gottwald. Правда, вскоре они были отпущены.
До поры, до времени корабли под красным флагом избегали унизительных проверок. Но 23 июня 1954 года советское судно впервые было остановлено. Этому предшествовала шумная подготовка — в нейтральных водах Южно-Китайского моря над танкером появились истребители, затем к «Туапсе» пристроились два эсминца и корвет. Позже выяснится, что эсминцы были кораблями ВМС США.
Некоторые время суда шли рядом, и советские моряки уже чувствовали неладное. Очень скоро их опасения оправдались — с тайваньского корвета поступил сигнал застопорить машины и лечь в дрейф.
Однако танкер продолжал движение. Спустя несколько минут рядом с советским судном разорвался снаряд. Потом — второй, третий. Это означало, что чанкайшисты в случае неподчинения готовы атаковать советское судно. Впрочем, на дно «Туапсе» мог отправить один-единственный артиллерийский залп — танки «Туапсе» до краев были заполнены авиационным керосином…
Удивление американского посла
Военные Тайваня поднялись на борт советского корабля. Впрочем, среди них находились люди отнюдь не азиатской внешности. Это были американцы, руководившие всей операцией. Это позже подтвердили тайваньские офицеры Цуй Чан-линь и Юй То-фань, бежавшие в КНР. «Надо отметить, — заявил на допросе первый, — что преступление было совершено по прямому указанию и при поддержке американского военного командования на Тайване».
Наши моряки пытались сопротивляться, защитить флаг, но силы были неравны. «Пираты» избили несколько человек, взяли под стражу экипаж. Капитану судна Виталия Калинину было приказано следовать в тайваньский пор Гаосюн. Но он отказался, да и не мог сделать иначе — едва на борт «Туапсе» высадился вооруженный десант, моряки вывели из строя ходовую часть. Пришлось «пиратам» взять танкер на буксир.
Цель наглой акции была проста — склонить экипаж «Туапсе» к измене, потом раструбить об этом на весь мир. Доказать, что коммунистический строй не так монолитен, а жители СССР вовсе не такие патриоты и готовы, уступив щедрым посулам, предать родину. Пленным морякам обещали роскошную жизнь. И далеко не все отказались…
На следующий день после захвата «Туапсе» — с борта захваченного корабля успели дать радиограмму в Москву — заместитель министра иностранных дел СССР Валериан Зорин пригласил посла США Чарльза Боулена и вручил ему ноту протеста в связи с захватом танкера. Американец, пожимал плечами: его страна здесь не причем.
Оказать давление на Тайвань Советский Союз не мог, поскольку не имел с ней дипломатических отношений. В качестве посредника выступили Франция и шведское общество Красного креста. Их совместные усилия в итоге и принесли успех.
«Танкер и груз конфискованы»
Советским морякам сообщили приказ начальника тайваньского Генерального штаба, в котором говорилось: «Танкер и груз конфискованы. Члены команда считаются военнопленными». Пленников пытали, били, их рацион был крайне скудным.
Впрочем, это подтвердили не все. Спустя много лет, один из участников драматических событий бухгалтер Николай Ваганов в одном из интервью на вопрос: «Вас били, пытали, оскорбляли, унижали?», ответил: «Ничего этого не было. Правда, когда мы объявили голодовку и уселись на палубе, сцепившись руками, китайцы применили силу и буквально вытолкали нас на берег».
После серьезной психологической обработки, 20 членов экипажа «Туапсе» попросили политического убежища.
Это были в основном молодые люди, которым было немногим больше двадцати лет. Другие моряки — постарше — остались преданными своей стране. Одни — по убеждениям, другие, опасаясь за свои семьи. Между прочим, родственники «эмигрантов» никаким репрессиям не подвергались. Уже повеяло политической весной, близилась «оттепель»…
Стоит заметить, что некоторые из «эмигрантов» — Леонид Анфилов, Владимир Бенкович, Павел Гвоздик и Николай Зибров, — изрядно помотавшись по свету, побывав в Бразилии, потом — в Уругвае,
попросились обратно в СССР. Их желание было выполнено, однако дома их осудили за измену родине и приговорили к многолетнему заключению.
Однако эти сроки были сокращены.
Не обошлось и без странностей — трех моряков — Михаила Шишина, Виктора Рябенко, Александра Ширина, раскаявшихся и, вернувшихся домой, почему-то не тронули. Может, потому, что во время плена они ничего плохого про свою родину не говорили?
Комплименты от Хрущева
Эпопея моряков, томившихся в плену чанкайшистов, продолжалась целый год. Все это время поднимал вопрос о незаконном захвате танкера. Об этом говорили на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. Наконец, в июле 1955 года пленники обрели свободу. В КНР, куда моряков перевезли, их буквально носили на руках. «На станциях нас встречали восторженно, с цветами, с оркестрами, — рассказывал моторист Юрий Борискин, для которого рейс на танкере был первым в жизни. — Китайцы устраивали митинги, клялись в вечной дружбе советскому народу.
Несколько дней мы прожили в Пекине. Нам устроили торжественную встречу в оперном театре, а после митинга и спектакля предоставили телефонную связь с московской гостиницей, где в ожидании встречи бесплатно поселили наших родственников. Еще через два дня мы прилетели в Москву. Что лукавить, были моменты, что мы и не надеялись вернуться. В основном боялись умереть голодной смертью: все были настолько истощены, что походили на живых скелетов".
Их было 29 человек, презревших соблазны, проявивших мужество и силу духа. Они были удостоены орденов, получили зарплату за год, денежные премии, бесплатные путевки в крымский санаторий. Об этих людях восторженно писали газеты, они прославились на весь Советский Союз. Моряки встречались с руководителями страны Никитой Хрущевым, Анастасом Микояном, Климентом Ворошиловым, Николаем Булганиным. И от них они услышали немало комплиментов.
Подвиг моряков нашел отражение в фильме «Чрезвычайное происшествие», который вышел в 1958 году. В двухсерийной картине режиссера Виктора Ивченко приняли участие молодой Вячеслав Тихонов и уже известный Михаил Кузнецов. Фильм стал исключительно популярным, в 1959 году его посмотрели 47 с половиной миллионов зрителей, что стало кинорекордом для страны.
Один из членов экипажа «Туапсе» Валентин Книга, вернувшись домой, посмотрел «Чрезвычайное происшествие». Когда спросили о его впечатлении, он сказал с усмешкой: «Чепуха все это. Только последние кадры за душу взяли — где человек идет, держась за колючую проволоку, и с тоской смотрит вслед улетающему самолету»…
Разные судьбы
Жизнь моряков, оставшихся на острове, сложилась по-разному. Один покончил собой, возможно поняв, что совершил роковую ошибку. Двое пошли служить в американскую армию. Еще несколько человек отказались от своего прошения о политическом убежище в США, потом они жили на Тайване. В 1988 году трем морякам после 34-летнего отсутствия, после многочисленных писем и обращений в разные инстанции, удалось вернуться на родину. Еще двое закончили свой земной путь на чужом острове.
Последним в 1993 году вернулся на родину корабельный кок Всеволод Лопатюк. Он был уже тяжело болен, не мог ходить. Одна жена оказалась безмерно рада его возвращению. Их расставание длилось почти 40 лет. Никакому, даже очень талантливому писателю, не придумать такого сюжета, который «написала» жизнь…
Танкер «Туапсе» так и остался на Тайване. Говорят, что корабль, переименованный в «Куайцзи», до сих пор стоит на приколе в тайваньском порту Гаосюн. Он — немой свидетель драматических событий, случившихся 65 лет назад.
На Одесском морском вокзале, рядом с церковью Святого Николая, напоминает мемориальная доска. На ней выбито: «24 мая 1954 года с одесского рейда ушел в легендарный рейс танкер „Туапсе“, захваченный чанкайшистами на траверзе о. Тайвань. В память мужественному экипажу».