Реформа оплаты труда педагогов, которую готовит правительство, означает, что 30 процентов рижских учителей потеряют в зарплате…
На вопросы "ВЕСТЕЙ" отвечают мэр Риги Нил УШАКОВ и депутаты Рижской думы Михаил КАМЕНЕЦКИЙ и Андрей КОЗЛОВ.
Все взять и перераспределить
— Правительство долго работало над реформой оплаты труда педагогов, но результат оказался очень странным…
Нил УШАКОВ: — Мы подсчитали, что тот вариант реформы, который сейчас обсуждается, будет означать, что 30 процентов рижских учителей потеряют в зарплате. Причем речь зачастую идет о лучших учителях. То есть эта реформа ударит по тем, кто в значительной степени обеспечивает качество образования: если в школах в зарплатах потеряют примерно 30 процентов учителей, то в гимназиях — уже 44 процента! Так, например, в Первой государственной рижской гимназии в зарплате потеряют все учителя, в Агенскалнской государственной гимназии — порядка 90 процентов. Как можно так проводить реформу?
А параллельно на телевидении появляется сюжет о том, что латвийские аттестаты о среднем образовании не признаются в знаменитых британских вузах. И выпускники наших школ не могут даже пытаться поступать в Кембридж или Оксфорд, они для этого должны еще подучиться. (Читайте соседнюю страничку! — Ред.) Одной из причин такого отношения называют недостаточный объем преподавания математики, то, что у нас в школах вообще не преподают математический анализ.
А чем в это время заняты Министерство образования и все защитники нашего образования? Они борются с цензурой — чтобы в школах, не дай бог, не запретили использовать мат на уроках литературы! Мат поможет и с низкими зарплатами. И с математикой.
Андрей КОЗЛОВ: — Это какой–то парадокс: обучение в средней школе продлили — с 10 до 12 лет, но времени на необходимые предметы почему–то не хватает. И еще: литовские и эстонские свидетельства о среднем образовании признаются без всяких проблем, так что мы снова стали неприятным исключением на общем балтийском фоне…
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Тут речь идет об очень глубокой проблеме. Сегодня, когда говорят о реформе образования, всегда делают акцент на вопросе содержания образования, но самое главное — это его качество. И сейчас удар наносится именно по качеству. Ведь что происходит? Зарплаты одних учителей перераспределяют
УШАКОВ: — Хотел бы подчеркнуть очень важный аспект: все латвийские учителя, безусловно, заслуживают повышения зарплат. Но нельзя сталкивать учителей друг с другом, нельзя отнять часть зарплаты у 30 процентов педагогов и отдать эти средства другим. Самое страшное, что можно было еще придумать в нашей школьной системе, — стравить учителей. Это недопустимо!
КАМЕНЕЦКИЙ: — Но, к сожалению, в Латвии эта тенденция сегодня доминирует. Серость побеждает: мы видим это на примере состава нашего нынешнего правительства — и не только. В принципе, сегодня яркий руководитель предприятия не может нормально работать, потому что все вокруг максимально заформализовано, и все время существует опасность нарушить либо какую–то инструкцию, либо принципы хорошего управления, либо какую–то регулу… И все это идет от того, что власти боятся лучших, потому что сами они — не лучшие…
Ремонт: улица за улицей
— В этом году ремонт улиц начался нехарактерно поздно — осенью, а не весной. С чем это связано?
УШАКОВ: — Это связано с изменениями в законе о строительстве, которые и привели к задержке начала работ. В следующем году ремонт улиц, как всегда, начнется весной и будет продолжаться летом и осенью. И планы у нас — большие.
В настоящее время приводятся в порядок две большие улицы — Кр. Барона и Авоту. Работы на ул. Авоту уже завершены. Мы идем новым путем: на тротуары кладем не асфальт, а плитку, которая намного экономичнее и удобнее в обслуживании — ее можно много раз перекладывать, если, к примеру, надо ремонтировать коммуникации. На ул. Кр. Барона в этом году будет завершен ремонт проезжей части, в следующем году — очередь за тротуарами, а еще через год будут проведены различные работы по благоустройству. Также в этом году мы поменяли дорожное покрытие на бульваре Райниса.
— А какие улицы планируется ремонтировать в следующем году?
УШАКОВ: — В следующем году ключевые ремонтные работы — это ул. Лачплеша на всем ее протяжении, замена дорожного покрытия и тротуаров. Улицу Бривибас мы хотим отремонтировать полностью, но за два года: в 2016 году два участка — от Старого города до ул. Лачплеша и от Вэфовского моста до Юглы. В 2017 году продолжатся большие работы на участке от ул. Лачплеша до Вэфовского моста, это связано с перекладкой коммуникаций. За два года вся ул. Бривибас: от Юглы до Старого города, включая бульвар между ул. Элизабетес и бульваром Райниса, — будет приведена в порядок.
КОЗЛОВ: — Будет ремонтироваться и Вэфовский мост, для этого проекта мы хотим привлечь европейские деньги. Но поскольку мост является историческим памятником, нам важно понять, можем ли мы его не просто реконструировать
УШАКОВ: — Конечно, рижанам придется считаться с определенными неудобствами, но отмечу, что к этим проблемам рижане относятся с пониманием… Параллельно с ремонтом улиц будет продолжаться и программа по ремонту дворов.
И самая приятная новость: в ноябре после ремонта будет сдан в эксплуатацию Островной мост, который в течение двух лет был частично перекрыт.
КАМЕНЕЦКИЙ: — Ремонт Островного моста — это огромная работа. И я хотел бы обратить внимание на то, что при правильной организации транспортных потоков, реверсного движения удается выходить из таких ситуаций с наименьшими неудобствами. Так, например, Островной мост за эти два года не закрывался ни на один день, он все время работал.
Как поймали Закиса
— Партия "Единство" собирается исключить из своих рядов Дзинтарса Закиса, в пользу которого на выборах Сейма скупались голоса в Латгалии. Как вы это прокомментируете
УШАКОВ: — Завершился цикл судов, и выяснилось, что в Латгалии действительно покупали голоса — в пользу "Единства" и Закиса. И покупали в тех районах, где никогда в жизни особенно не голосовали ни за "Единство", ни за Закиса. Но самое интересное, что сейчас всплыло: оказывается, во время следствия были попытки перекупить свидетелей, убедить их говорить, что они покупали голоса не в пользу "Единства", а в пользу "Согласия". Это уже доказанный факт. То есть мало того, что представители правящей партии мухлевали с голосами, так, когда их поймали за руку, они попытались свалить вину на своих оппонентов по парламенту.
КАМЕНЕЦКИЙ: — После выборов прошло уже больше года, но только сейчас, когда рейтинг "Единства" упал до однозначной цифры, в партии начали обсуждать: а не выгнать ли нам Закиса? При этом отмечу, что большинство из тех, кто сегодня выступает против Закиса, зависели от него, ведь он был председателем фракции "Единства" в Сейме и выполнял другие функции, в том числе, как сообщают СМИ, и самые щекотливые. А сейчас те, кто когда–то зависел от Закиса, стали борцами за чистоту партийных рядов.
Обратите внимание вот на что: если у руководителей разного уровня, не связанных с "Единством", возникают хоть малейшие неприятности, сразу же со стороны министров от "Единства" звучат требования: немедленно выгнать, убрать, отстранить, отчислить… Кажется, они боятся, что их заподозрят в недостаточном рвении против тех, кто напрямую не связан с "Единством".
О реальном же масштабе покупки голосов мы можем только догадываться: ну какой Закис победитель выборов в Латгалии, где он во время избирательной кампании побывал, может быть, раз пять… Что бы там ни говорили о реформировании и возрождении "Единства", эта партия — уже политический труп, и то, что нами руководит политический труп, — это неприятно и опасно…
Ина ОШКАЯ.