Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Пт, 13. Декабря Завтра: Lucija, Veldze

За что Нобелевский комитет наградил «тунисский квартет»

style="text-align: justify;">Нобелевская премия мира — одна из самых неоднозначных и спорных. Ежегодно вручается в Осло «тем, кто способствует установлению братских отношений между странами, работает над сокращением действующих армий или над проведением мирных конгрессов». В 2015 году среди ее наиболее вероятных лауреатов называли и немецкого канцлера Ангелу Меркель, открывшую границы страны сотням тысяч мигрантов, и Папу Римского Франциска за его деятельность по укреплению связей между народами. Но в итоге премии удостоился «Квартет национального диалога в Тунисе» за усилия по предотвращению гражданской войны. «Лента.ру» разбиралась, как тунисские правозащитники спасли единственный относительно успешный плод «арабской весны».

«Широкий национальный диалог, проведение которого обеспечил ”квартет”, предотвратил разгул насилия в Тунисе. Таким образом, его действия можно сравнить с функциями “мирного конгресса”, о котором писал Нобель в своем завещании», — говорится в официальном заявлении комитета.

По словам его представителей, именно «квартет» проложил путь к мирному диалогу между гражданами, политическими партиями и лидерами общественного мнения, смог сгладить политические и религиозные противоречия и внес решающий вклад в спасение тунисской демократии, созданной после «Жасминовой революции» 2011 года.

Тунис — действительно единственный относительно удачный пример трансформации ближневосточной авторитарной страны в демократическую. Прочие государства, затронутые «арабской весной», либо вернулись к привычному авторитаризму (Египет), либо погрузились в хаос и гражданскую войну (Ливия, Сирия).

Режим в Тунисе до революции был типичным для арабской страны. Бессменный президент Зин эль-Абидин Бен Али руководил государством с 1987 года, и Al-Jazeera справедливо характеризовала положение в стране как «смертоносное сочетание нищеты, безработицы и политических репрессий».

В отличие от соседнего Алжира, запасов углеводородов в Тунисе нет. Производство и экспорт оливкового масла — едва ли не основа экономики страны. В этих условиях тунисские власти в свое время приняли решение заняться развитием человеческого капитала — уроки в школах велись на двух языках, а желающим получить высшее образование представлялись многочисленные льготы. Однако получить хорошую работу и обеспечить себе достойное будущее прекрасно образованная молодежь Туниса на родине не могла. И это накаляло обстановку в обществе.

Тем не менее редкие протестные выступления внимания мировой общественности не привлекали. А Бен Али, не проявлявший строптивости на международной арене, пользовался поддержкой США и Франции.

Спусковым крючком тунисской революции и всей «арабской весны» послужил инцидент 17 декабря 2010 года, когда женщина-полицейский изъяла у торговца овощами Мухаммеда Буазизи всю его продукцию. После безуспешных попыток вернуть свою собственность, Буазизи сжег себя у здания местной администрации. Кадры самосожжения облетели весь мир, и на следующий день в захолустном городке Сиди Бузид состоялась массовая мирная акция протеста, на которую власти отреагировали чрезвычайно жестко.

Это привело к выступлениям по всей стране — люди требовали наказания коррумпированных полицейских, создания рабочих мест и отставки ненавистных правителей. Еще 28 декабря Бен Али грозил «экстремистам и наймитам» с телеэкрана «жестким наказанием», а уже спустя месяц бежал из страны. Протесты не прекратились, и жители Туниса добились роспуска партии Бен Али, отстранения от власти чиновников предыдущего режима и честных выборов.

На Западе эту революцию назвали «жасминовой», хотя сами тунисцы предпочитают термин «революция достоинства». «Жасминовой революцией» в стране называется бескровный приход к власти самого Бен Али, когда тот сместил глубоко больного первого президента независимого Туниса Хабиба Бургибу.

Проблемы Туниса на этом не кончились — на выборах победила коалиция во главе с умеренными исламистами из партии «Нахда», и сторонники усиления роли религии в жизни общества начали консолидировать власть. По стране прокатилась волна репрессий в отношении секуляристов, в 2013 году был убит один из их лидеров Шокри Белаид — в его гибели обвинили радикальных исламистов из организации «Ансар аль-Шариа», активно участвовавших в политической жизни страны.

Страну вновь захлестнули массовые демонстрации, на улицы вышли десятки тысяч граждан, недовольных предательством завоеваний революции. Сторонники исламистов тоже проводили масштабные манифестации, был убит давний союзник Белаида, политик левых взглядов Мохаммед Брахми. На его похоронах произошли столкновения с полицией, один сторонник Брахми погиб. Все шло к военному перевороту и полноценной гражданской войне.

Именно тогда в процесс общественного урегулирования активно включился отмеченный Нобелевским комитетом «квартет», состоящий из Всеобщего Тунисского объединения труда, Тунисской конфедерации промышленности и торговли, Тунисской лиги по правам человека и Тунисской ассоциации адвокатов. Члены «квартета» активно помогали организовывать ненасильственные забастовки против правящего режима и призывали оппозиционных политиков отказаться от мест в Национальной ассамблее.

Им удалось убедить власти в необходимости мирного ухода: в сентябре 2013 года правительство согласилось сложить с себя полномочия при посредничестве Всеобщего Тунисского объединения труда. Умеренные исламисты партии «Нахда» при участии «квартета» вступили в переговоры с оппозицией, намереваясь выработать взаимоприемлемое решение по выходу из политического кризиса. После почти трех недель политической неопределенности договорились вынести на голосование текст новой конституции, работа над которой велась еще со времен свержения Бен Али.

Новый основной документ был призван примирить исламистов и сторонников светского государства. Ислам провозглашался государственной религией, но каждому гарантировалась свобода совести, а ссылки на священные тексты из конституции были удалены. Свобода слова ограничивалась — в Тунисе запрещено критиковать религию и обвинять людей в неверии.

Предусматривалось и разделение властей — исполнительная власть распределяется между президентом и премьер-министром, а законодательная осуществляется выборным однопалатным парламентом. В октябре 2014 года в стране состоялись свободные выборы, на которых 37,5 процентов голосов получили кандидаты светской партии «Зов Туниса». Умеренные исламисты из «Нахда» финишировали вторыми, заручившись поддержкой 27,8 процентов граждан. Остальные места в парламенте достались представителям других светских партий. Спустя месяц президентское кресло занял Беджи Каид Эс-Себси, лидер «Зова Туниса».

«Квартет» действительно помог стране, в которой зародилась «арабская весна», удержаться от перерождения в жестокое диктаторское государство и сохранить демократию. В Египте всенародно избранное правительство «братьев-мусульман» было свергнуто военными, в Йемене повстанцы-хоуситы захватили столицу и ввергли страну в гражданский конфликт, а в Ливии и Сирии до сих пор идет война.

С другой стороны, победа тунисских жирондистов над якобинцами обеспечивалась не только действиями правозащитников — власти сами приняли мудрое решение пойти на переговоры с восставшими и не стали по примеру их предшественника Бен Али или соседей по региону грозить страшными карами.

И все же нынешний Тунис нельзя назвать абсолютно стабильным государством — с начала года в стране произошло два громких теракта. В марте три боевика ворвались в столичный музей и расстреляли больше 20 человек, а в июне одинокий джихадист убил 38 туристов в одном из прибрежных отелей. Атаки террористов ослабляют и без того шаткую экономику страны, остро нуждающуюся во внешней помощи.

Но свою важную роль в деле утверждения мира в одном из самых взрывоопасных регионов земного шара «Квартет национального диалога в Тунисе», безусловно, сыграл, и решение Нобелевского комитета можно только приветствовать.

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Трехуровневый климат контроль и проекция на лобовое стекло: новый скандал вокруг Rail Baltica

К проекту Rail Baltica возникают всё новые вопросы. И один из них относится к тендеру на аренду автомобилей, объявленному компанией "Eiropas dzelzceļa līnijas”, ответственной за проект "Rail Baltica". Похоже, тендер был сформулирован так, чтобы были выбраны конкретные модели автомобилей, сообщают TV3 Ziņas. 

К проекту Rail Baltica возникают всё новые вопросы. И один из них относится к тендеру на аренду автомобилей, объявленному компанией "Eiropas dzelzceļa līnijas”, ответственной за проект "Rail Baltica". Похоже, тендер был сформулирован так, чтобы были выбраны конкретные модели автомобилей, сообщают TV3 Ziņas. 

Читать
Загрузка

Могут даже уничтожить: на таможне вводятся усиленные проверки посылок из третьих стран

Сотрудники таможенной службы аэропорта в сотрудничестве с Центром защиты прав потребителей (PTAC) с декабря усилили проверки посылок, поступающих из третьих стран. Об этом агентству LETA сообщили представители PTAC.

Сотрудники таможенной службы аэропорта в сотрудничестве с Центром защиты прав потребителей (PTAC) с декабря усилили проверки посылок, поступающих из третьих стран. Об этом агентству LETA сообщили представители PTAC.

Читать

Убил и стал кумиром миллионов: как этот парень превратился для американцев в Робин Гуда XXI века

Холодным ранним утром 4 декабря, исполнительный директор UnitedHealthcare Брайан Томпсон направлялся на собрание инвесторов в роскошный Hilton Midtown в сердце Манхэттена. Однако он так и не добрался до конференц-зала. У самого входа в отель к нему подошел мужчина в бежевом худи и рюкзаке, вынул пистолет с глушителем и безжалостно выстрелил Томпсону в спину. Брайан рухнул на землю, но убийца не остановился: два новых выстрела разнесли утреннюю тишину, прежде чем он скрылся.

Холодным ранним утром 4 декабря, исполнительный директор UnitedHealthcare Брайан Томпсон направлялся на собрание инвесторов в роскошный Hilton Midtown в сердце Манхэттена. Однако он так и не добрался до конференц-зала. У самого входа в отель к нему подошел мужчина в бежевом худи и рюкзаке, вынул пистолет с глушителем и безжалостно выстрелил Томпсону в спину. Брайан рухнул на землю, но убийца не остановился: два новых выстрела разнесли утреннюю тишину, прежде чем он скрылся.

Читать

Школа молодых драг-диллеров: ученики переименовали на Гугл картах своё учебное заведение

Рижская средняя школа №33, что расположена на улице Стурманю, в микрорайоне Болдерая, на картах Google теперь обозначена как "школа молодых драг-дилеров". Видимо, кто-то из её учеников решил так неудачно пошутить.

Рижская средняя школа №33, что расположена на улице Стурманю, в микрорайоне Болдерая, на картах Google теперь обозначена как "школа молодых драг-дилеров". Видимо, кто-то из её учеников решил так неудачно пошутить.

Читать

«Это не доска позора. Это политическая оценка»: парламентская комиссия по Rail Baltica утвердила отчет

Парламентская комиссия по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта "Rail Baltica", в четверг утвердила окончательный отчет.

Парламентская комиссия по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта "Rail Baltica", в четверг утвердила окончательный отчет.

Читать

30 евро за 5 минут поездки: туристы жалуются на жадность латвийских таксистов

Недавние инциденты с таксистами в рижском аэропорту, которые требовали от туристов чрезмерную плату за поездку, вызвали общественный резонанс и стали темой обсуждения в СМИ. Казалось, что эта проблема уже решена, но, к сожалению, она вновь напоминает о себе.

Недавние инциденты с таксистами в рижском аэропорту, которые требовали от туристов чрезмерную плату за поездку, вызвали общественный резонанс и стали темой обсуждения в СМИ. Казалось, что эта проблема уже решена, но, к сожалению, она вновь напоминает о себе.

Читать

Небожители не извиняются? Вейдемане опросила чиновников — должна ли Силиня ответить за свои слова Смилтенсу?

««Не зарывайся, а то как бы не вытошнило!" – эта яркая фраза премьера Эвики Силини, брошенная в адрес депутата Эдварда Смилтенса, теперь будет тащиться за нею как кусок грядной веревки. Это можно было бы изменить, если бы наша небожительница вспомнила, что после такой некрасивой фразы неплохо было бы извиниться. Это должно было произойти само собой», - пишет в «Неаткариге» публицист Элита Вейдемане, которая решила уточнить, когда же премьер планирует извиниться.  

««Не зарывайся, а то как бы не вытошнило!" – эта яркая фраза премьера Эвики Силини, брошенная в адрес депутата Эдварда Смилтенса, теперь будет тащиться за нею как кусок грядной веревки. Это можно было бы изменить, если бы наша небожительница вспомнила, что после такой некрасивой фразы неплохо было бы извиниться. Это должно было произойти само собой», - пишет в «Неаткариге» публицист Элита Вейдемане, которая решила уточнить, когда же премьер планирует извиниться.  

Читать