По злой иронии судьбы, такое отношение финансовых структур к инвесторам породил сам премьер, который, напомним, еще полтора года назад начал, по его собственным словам, "капитальный ремонт финансового сектора". За это время было трижды ужесточено законодательство, регулирующее банковскую сферу, банки были вынуждены фактически закрыть счета нерезидентов. Из страны ушло минимум 11 миллиардов нерезидентских денег, сотни миллионов евро под предлогом борьбы с грязными деньгами были заморожены на счетах латвийских банков. Крупные и небольшие банки еще и оштрафовали, причем штрафы в подавляющем большинстве случаев были просто астрономические — от сотен тысяч до нескольких миллионов.
После такого "капитального ремонта" банки стали бояться собственной тени. Им легче и, главное, безопаснее вообще не открывать счета, чем потом разбираться с Комиссией по финансовым рынкам и капиталу и платить огромные штрафы. К тому же банки, чтобы отслеживать миллионы трансакций, вынуждены содержать огромный штат службы финансовой проверки — в больших банках число таких сотрудников достигает 70–90 человек.
Спору нет, Латвия должна противодействовать попыткам отмывания средств, добытых преступным путем, должна не допускать проникновения в нашу финансовую систему средств, предназначенных для финансирования преступных, террористических организаций. Но это вовсе не значит, что бороться с возможным отмыванием средств нужно при помощи атомного взрыва. Однако именно так наши правящие и поступили: пытаясь избежать проникновения грязных денег, они начали устраивать "ядерные бомбардировки" банковской системы.
Результат налицо: счета не открывают или закрывают уже не только иностранным предпринимателям, но и латвийским резидентам. На всякий случай. Реакцию господина Кариньша понять можно: если объявленный им капитальный ремонт будет вестись в таком же духе, то скоро уже и еврофонды нашу экономику не отогреют. Это все равно что пытаться отогреть мертвеца. А между тем мировой кризис неминуемо надвигается…
"Латвийскому финансовому сектору нужно переориентироваться на управление рисками, а не пытаться все время уклоняться от рисков", — заявил глава правительства. "Банкам, работая с нерезидентами, нужно создать зеленый коридор, чтобы в Латвию могли зайти инвесторы", — вторит премьеру глава минэкономики Янис Витенбергс.
Но у Кариньша мало рычагов — или, точнее, их совсем нет — и для воздействия, например, на финансовую разведку или Комиссию по финансовым рынкам и капиталу. Это все независимые от правительства структуры. Более того, именно премьерская партия при горячей поддержке остальных коалиционных партнеров "закошмарили" банки и ужесточили законодательство. И банки могут сказать — и правильно сделают! — что призывы премьера к делу не пришьешь: платить штрафы, если что, придется банкам, а не премьеру. Поэтому "управлять рисками", простите за тафтологию, рискуя попасть на миллионные штрафы, финансовый сектор не будет.
Примечательно, что сейчас Агентство инвестиций и развития развернуло бурную деятельность по привлечению в Латвию белорусских компаний. Мол, поможем им сбежать от гнета Лукашенко. Создана даже рабочая группа из чиновников различных ведомств для оперативного решения проблем, связанных с переводом в Латвию белорусского бизнеса. Вот только чиновники забыли, что для работы в нашей стране белорусским предпринимателям нужен один "маленький инструмент" — счет в латвийском банке. А его им, скорее всего, не откроют.