"Латвия – страна парадоксов. Несмотря на то, что в Конституции есть норма (статья 92) - «Любой считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет признана в соответствии с законом», самые агрессивные лидеры мнений в Латвии, особенно те, которые группируются вокруг т.н. общественных СМИ, регулярно спешат судить уже после первой минуты задержания независимо от того, управляет ли задержанный Банком Латвии или более или менее крупным самоуправлением, - пишет Юрис Пайдерс в "Неаткариге".
Если KNAB задержал, то это как печать на лоб на всю жизнь: задержанный сам должен уйти в отставку, или его надо освободить от всех возможных должностей, пусть потом судится хоть десятки лет. Двенадцать, четырнадцать и даже шестнадцать лет спустя, даже если суд примет оправдательное решение, уже будет другое поколение, которое будет совершенно равнодушно к легитимности забытых арестов. Если спустя много лет обвиняемый будет оправдан, то годы будут потеряны.
Однако как в Латвии, так и в Америке, оправдательный приговор не означает, что репутация будет полностью восстановлена. Если общественность вынесла вердикт уже в момент ареста, то оправдательное решение суда всегда можно будет списать на ловкость адвокатов, юридический каламбур, недостаток профессионализма и, в конечном счёте, коррумпированных судей и т.п.
К сожалению, информационная лавина глобальных СМИ после задержания Римшевича создало такие условия, что при которых президент Банка Латвии не сможет выполнять свои обязанности, которые связаны с международным сотрудничеством.
Репутации главы центробанка нанесен настолько значительный ущерб, что это будет объективно препятствовать интересам Латвии и Европейского центрального банка.
Давление, оказываемое высокими должностными лицами на президента Банка Латвии, с тем, чтобы он сам подал в отставку, связано с тем, что должность президента центробанка в государствах-членах ЕС имеет один из самых высоких уровней защиты. Поэтому в Законе о Банке Латвии закреплена независимость центрального банка (статья 13): «Банк Латвии, его президент, заместитель президента и члены совета не просят и не принимают инструкции от правительств Латвии или других государств-членов ЕС, учреждений ЕС и других национальных, иностранных или международные учреждений и их структур, а упомянутые в этой статье правительства, учреждения и их структуры не имеют права давать указания президенту Банка Латвии, вице-президенту и членам совета или иным образом пытаться повлиять на них в связи с исполнением их обязанностей (...). Банк Латвии является независимым в принятии своих решений и их практической реализации».
Смену президента центробанка страны-члена ЕС прежде срока регулирует Протокол о статусах системы Европейских центральных банков, приложенный к Договору о создании Европейского сообщества, 14.2 статья которого предусматривает, что «только в том случае, если глава больше не соответствует условиям, которые необходимые для выполнения его обязанностей, или совершил серьёзное нарушение, его можно освободить от должности.
Сам президент центробанка или Совет ЕЦБ могут оспорить это решение в суде на основании нарушения настоящего договора или любого акта, принятого для его реализации. Судебное разбирательство должно быть начато в течение двух месяцев с момента публикации решения ...»
Закон о Банке Латвии (статья 22) предусматривает, что Сейм может освободить президента Банка Латвии от должности только в том случае, если он сам об этом попросит в заявлении, либо после вступления в силу решения суда.
Закон гласит, что «Президент Банка Латвии может обжаловать решение Сейма об освобождении от должности» на основании несоблюдения протокола, прикреплённого к Договору об учреждении ЕС.
При создании Договора ЕС предполагалось, что единственное, чего страны-члены ЕС должны опасаться, это то, чтобы правительства или парламенты не давали для руководств центральных банков заданий, выходящих за пределы тех, которые установлены в Договоре о создании ЕС.
Поскольку вчера Римшевич заявил, что сам не уйдёт в отставку, актуален вопрос о том, как можно было бы сменить президента Банка Латвии.
В распоряжении правительства Латвии и Сейма не так уж много для этого средств.
Президент Банка Латвии обладает полномочиями до 31 октября 2019 года. Нереально надеяться, что до истечения этого срока вступит в силу приговор: удастся пройти весь процесс уголовного расследования и все судебные инстанции.
Нереально надеяться, что из-за этого дела изменят Договор о создании Европейского союза.
Поэтому, возможно, что у латвийских политиков есть только один инструмент. В Протоколе о статусе европейской системы центральных банков и Положении о Европейском центральном банке, статье 14.2. говорится: «Уставы национальных центральных банков предусматривают, что срок полномочий главы центрального банка составляет не менее пяти лет».
Закон о Банке Латвии предусматривает, что срок полномочий президента центробанка составляет шесть лет. Если в Закон о Банке Латвии будут внесены поправки, устанавливающие минимальные установки из Договора об учреждении Европейского союза, то смена президента Банка Латвии будет возможна уже в конце октября этого года."