На саммите в 2012 году Украина еще заявляла о передаче России отработанного ядерного топлива. Однако на сегодня многие из достигнутых соглашений так и не были реализованы. "Россия перестала быть оплотом ядерной безопасности и уже в 2014 году, отреагировав на растущую международную напряженность, отправила на саммит всего лишь главу внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова. В этом же году Москва и вовсе игнорирует саммит", - пишет автор, отмечая, что и Германия отправит на саммит не канцлера Меркель, а лишь главу оборонного ведомства.
Ядерный саммит в Вашингтоне "омрачает неявка России, главного адресата усилий США закрыть доступ к слабозащищенным ядерным материалам", пишет Дейв Бойер в статье для The Washington Times. "Цель двухдневной конференции - убедить лидеров примерно 50 стран обезопасить или уничтожить материалы для создания бомбы", - пишет издание.
Отношения Обамы с Путиным являются проблематичными; пресс-секретарь Белого дома заявил, что уклонение Москвы от участия в саммите является "еще одним последствием" российской военной агрессии на Украине.
Издание также отмечает, что Пакистан, еще одна ядерная держава, вызывающая обеспокоенность США, посылает представителя более низкого ранга после отмены визита премьер-министра. Иран также не будет участвовать в саммите. Впрочем, по мнению Белого дома, угроза со стороны Ирана "уменьшилась благодаря ядерному соглашению, что делает главной проблемой экстремистские группировки". "По словам американских чиновников, лидеры будут обсуждать гипотетический сценарий последовательности событий, которые могут привести к ядерному терроризму", - говорится в статье.
"Некоторые сторонники контроля над вооружениями утверждают, что международные усилия по нераспространению ядерного оружия, начатые Обамой в 2010 году, теряют темп", - отмечает автор.
Семь из 24 стран, имеющих материал для создания ядерного оружия, в том числе Китай и Бельгия, получили самую низкую оценку кибербезопасности атомных объектов, по данным американской организации Nuclear Threat Initiative.
"На повестке дня саммита, который открывается сегодня вечером в Вашингтоне, будет и вероятность атаки ИГИЛ с применением ядерных материалов в городах. Эту информацию подтвердил Белый дом, включивший в работу сессии вопрос, посвященный этой угрозе", - пишет корреспондент La Stampa Паоло Мастролилли.
Обама выступил со своей инициативой создания саммита еще до появления ИГИЛ. В то время главная угроза исходила от "Аль-Каиды". Ситуация с тех пор сильно изменилась, и теракты в Париже и Брюсселе продемонстрировали способность ИГИЛ наносить удары по западным городам. Поскольку "Исламское государство" уже располагает химическим оружием, в Белом доме не сомневаются, что оно хочет заполучить и ядерное оружие.
Существуют две основные угрозы. Первая - это "грязная бомба", которую можно создать с использованием радиоактивных материалов гражданского назначения и привести ее в действие при помощи обычного заряда. Вторая угроза - ядерная бомба. Она не так легко осуществима, но и ее нельзя исключать. В последнее время к этим опасениям прибавилось еще одно, после того, как выяснилось, что ИГИЛ осуществляло видеосъемки АЭС в Бельгии, отмечает корреспондент.
"США обвиняют Россию в разрушении соглашений о безопасности" - сообщает в заголовке Financial Times.
"Лично мне кажется, что Россия больше не ценит архитектуру безопасности, созданную в конце холодной войны. [Россияне] медленно, но верно вытаскивают ключевые блоки евро-атлантической архитектуры, созданной в конце 1980-х годов и 1990-х годах", - сказал Фрэнк Роуз, помощник госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями. Он напомнил о выходе России из договора о неядерном вооружении и предположительно проводящихся ею испытаниях баллистических ракет средней дальности.
"Бен Родс, заместитель советника президента США по национальной безопасности, сказал, что решение России не принимать участие в проходящем на этой неделе саммите - "упущенная возможность для России", - передает журналист Джефф Даер. "Все, что они делают, - изолируют себя", - заявил Родс.
Ольга Оликер, директор российской программы Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон), сказала, что из-за отсутствия России на саммите его участникам будет труднее добиться значимого прогресса, так как 90% всего высокообогащенного урана в мире находится в США и России.
"Не заметить отсутствие России - все равно что не заметить слона", - сказала она, объяснив решение российских властей "напряженностью" в отношениях с США и "нежеланием России участвовать в чем-то, что является настолько очевидным детищем США". Россия также предпочитает "более широкие международные структуры, в которых ее голос звучит громче", передает Даер.
"Барак Обама: Как мы можем воплотить в реальность нашу концепцию мира без ядерного оружия" - под таким заголовком в The Washington Post опубликована статья американского президента.
Распространение и потенциальное применение ядерного оружия - самая опасная угроза для глобальной безопасности и мира, считает Обама. Президент США напоминает, что семь лет назад в Праге взял обязательство, что США остановят распространение ядерного оружия и будут стремиться к безъядерному миру. По словам Обамы, страны далеко продвинулись к осуществлению его концепции, хотя некоторые задачи пока выполнены не до конца.
"Учитывая ее нарушения договора о РСМД, мы продолжаем призывать Россию к полному соблюдению ее обязательств. Я, наряду с командованием наших вооруженных сил, продолжаю считать, что наш массивный ядерный арсенал времен холодной войны плохо отвечает сегодняшним угрозам. США и России, которые, вместе взятые, располагают более чем 90% ядерных вооружений в мире, следует вести переговоры о дальнейшем сокращении наших арсеналов", - говорится в статье.
Обама также призывает международное сообщество "оставаться сплоченным перед лицом продолжающихся провокаций со стороны Северной Кореи". Необходимо, чтобы страны, включая США, ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также заключили новый договор о прекращении производства делимых материалов для ядерного оружия, считает Обама.
В заключение Обама призывает не поддаваться фаталистическому представлению, будто распространение ядерного оружия неизбежно. "Даже когда мы имеем дело с реалиями мира, каков он сейчас, мы должны неуклонно стремиться к нашей концепции того, каким мир должен быть", - пишет он.