25 и 26 апреля на сцене театра "Дайлес" премьера спектакля МХТ им. Чехова "Юбилей ювелира", поставленного к 80-летию Олега Табакова. Накануне гастролей в Риге "Суббота" cвязалась с Олегом Павловичем в Москве.
- Олег Павлович! Почему вы выбрали для своего юбилея пьесу "Юбилей ювелира"?
- Почему? Во-первых, у меня действительно юбилей, и пьеса называется "Юбилей ювелира". Во-вторых, эта пьеса — подарок для артиста во всех отношениях.. Вот я и решил доказать себе и всем, что я, Олег Табаков, еще могу как артист!
"Юбилей ювелира" я взял нарочно. Чтобы в свой юбилей играть не торжественную мелодию в духе "Гром победы, раздавайся", а про жизнь, про самые трудные ее перевалы, пригорки и ручейки, как говорил Хлестаков.
Сразу скажу, что за "Юбилеем ювелира" следует репутация пьесы коммерческой, эпатажной. Но! Люди приходят в театр смеяться и плакать. За то, что одно из этих зрительских проявлений во время нашего спектакля точно будет иметь место, я могу поручиться головой.
Это лирическая трагикомедия, без сомнения, острая и эмоциональная, в которой фигурирует, в том числе, и английская королева Елизавета Вторая.
Мой герой 50 лет живет ожиданием встречи с Ее Величеством. Это пограничная ситуация, история человека, который ясно ощущает свои пределы, финал жизни , но очень спокойно, не теряя самообладания и достоинства, смотрит в будущее.
- Критики писали, что в этой постановке есть некое неординарное решение. А в чем, собственно, заключается новаторство?
- Над нами висят экраны. То есть мы внизу играем в параметрах традиционных, а параллельно зритель видит крупный план, и мой, и тех, с кем я играю. Надо ни на секунду не сфальшивить, убрать раскраску, без которой актер вроде и играть-то не может, и оставить только подлинное свое лицо, которое не обманет ни в одном жесте.
Ужин с дураком
- У вашего персонажа, ювелира, есть жизнь вымышленная и реальная, и в обеих присутствуют женщины. Какая из них дороже?
- Ну, на этот счет никаких проблем нет! Зритель увидит и сам все поймёт. Хотя если говорить о себе, то последние лет тридцать лично я вдруг стал однолюбом.
- Как вы относитесь к тому, что сегодня происходит на сцене современного театра?
- Глядя правде в глаза, наше древнее искусство в последние годы как-то окуклилось, застыло в рутине. Я иногда в гостинице бегаю по разным телевизионным каналам: одни и те же лица переходят из сериала в сериал, разговаривают каким-то новым, искусственным сериальным языком. Пропадает желание играть, понимаете? Жанр в широком смысле один – "ужин с дураком".
- Вы волнуетесь перед премьерами?
- Я профессионал. Люди моего ремесла сдают экзамен до самой смерти. Иногда во время трудных спектаклей я теряю по шестьсот граммов.
- Приходилось ли вам отказываться от каких-то ролей на сцене?
- Да, и не раз. Иногда я прекращал играть ту или иную роль по причине того, что зрители в ходе просмотра спектакля буквально наносили ущерб своему здоровью.
Последний раз такое случилось с постановкой Камы Гинкаса "Русская народная почта". Обычно я играю роли комические, а раз в десять лет позволяю себе и драматические. Ведь начинал-то я когда-то как драматический актёр…
Облиться слезами над вымыслом
- "Сегодня в дни побед, в часы признанья, когда тебя возносят до небес – отдай все ордена, забудь про званья, чтоб не пришлось платить за перевес! " - такую эпиграмму написал вам Валентин Гафт. А если серьезно, как вы относитесь к наградам и званиям?
- Нормально отношусь, человек моего ремесла нормально относится к наградам, поощрениям. Если люди говорят, что они презрели это все, я уверен, что они лукавят, или жеманятся или кокетничают, а мне это не к лицу и не по летам.
- За что вы любите театр?
- За возможность облиться слезами над вымыслом.
- Сегодня вы руководите двумя театрами – МХТ им. Чехова и легендарной "Табакеркой". Получается ли у вас любить двух своих "детей" одинаково?
- Ну, не одинаково, конечно. Тут, скорее, как две руки пианиста. Ведь это не просто театры, а два театра, которые пользуются наибольшим зрительским спросом в Москве - 98,8 процента заполняемости зала.
У меня есть праздники – дни предварительной продажи билетов. Мне очень приятно, что зрители не разочаровываются
Хотя бывало по-разному. Я не выпускал готовые спектакли, на которые уже были потрачены деньги на декорации и репетиции. Безжалостно снимал, если спектакль был несовершенен. И не испытывая при этом никакой неловкости. Потому что я всегда думал о зрителях.
Таланты притягивают друг друга
- Чем руководитель театра отличается от руководителя любой другой организации?
- Об этом надо трактат писать! Но одно могу сказать, в театре не может быть демократии. В театре, в огромном театре, как в огромной стране должен быть хотя бы один человек, у которого голова болит с восьми утра и до часу ночи. Это абсолютизм, просвещенная монархия! Иначе нельзя руководить и вести за собой.
- У вас есть любимчики среди артистов? И что вы делаете, если актер вашего театра "зазвездился"?
- Тут существует множество приемов. Говорить о них не буду. Пусть актеры сами расскажут! А любимчиков в пошлом смысле этого слова нет. Я люблю артистов за талант, а он, талант, крайне редок.
- При этом вы приглашаете в театр в качестве "паровозов" многих звезд...
- Ну, без актеров, которые работают "паровозами", как говорится, железнодорожное сообщение замрет… Но я никогда не приглашал актеров по степени их киноизвестности.
Питерских, например, пригласил, посмотрев спектакль "В ожидании Годо". Так в театре появились Константин Хабенский, Михаил Пореченков, а потом Михаил Трухин. Я их до этого ни в одном фильме не видел!
Часто талантливого актера приводит за собой приглашенный режиссер. И я знаю, что это естественный путь: таланты притягивают друг друга. Когда они появляются, надо не прозевать, а для этого нужно иметь "звериное чутье".
Я это называю чувством приобретения: "а это мне в нору". Делается все инстинктивно, а потом с годами осознается кем-то как направление. Вот и всё.
Классика жанра
- Скажите, нужна ли классика современному театру, и чем она интересна?
- Нужна, и часто нужна как воздух! Это же просто более сложный способ говорить о современности в контексте вечности.
- Каковы границы дозволенного в обращении с классикой?
- Границы, конечно, есть. Но здесь все решает талант:
"Талант - единственная новость,
Которая всегда нова."
- В последнее время мы редко видим вас в кино. Есть ли другие причины, кроме отсутствия времени, по которым вы стали реже сниматься?
- Когда звезды сходились, я много снимался и не только в России, но и в других странах. А потом это стало делать все труднее. Многое зависит от того, что предлагают. Я достаточно зарабатываю, могу себе позволить выбирать. Но и раньше никогда так цинично не смотрел на проблему – лишь бы мне ручку позолотили. А уж когда появились дети, которых у меня четверо, тем более. Это было бы стыдно.
- Вы ставили спектакли по всей Европе и в Америке. Никогда не было желания остаться за границей?
- Я не фраер, прошу прощения…
О личном
- Продолжите фразу: "Поздние дети – это….."
- Поздние дети – это поздняя гораздо более острая радость. Но я люблю всех своих детей - и поздних, и не поздних.
- Как завязался ваш роман с Мариной Зудиной, из-за которого вы ушли из семьи?
- Наш роман начался на съемочной площадке картины "После дождичка в четверг", в которой я сыграл Кощея Бессмертного. Несмотря на специальные устрашающие накладки на зубах и большое количество грима, мне все-таки удалось покорить Марину.
- Помогаете ли вы сыну Павлу, который пошел по вашим стопам в его артистической карьере?
- За тем, как актерски развивается Павел, я пристально слежу и очень на него надеюсь. Специально не помогаю, он уже крепко стоит на ногах. Я рад , что он востребован. Если будет что-то серьезное, и он ко мне придет посоветоваться, то с радостью подскажу. Я же старше, у меня опыт.
- Нужно ли прощать врагов? И есть ли они у вас?
- Жизнь научила меня прощать своих театральных оппонентов. Они же в большинстве своем вовсе не враги! Тут очень помогает чувство собственной полноценности.
- Харизма артиста – это… Дайте свое определение!
- Это энергоемкость артиста, энергия которую они способны выплеснуть в зал. Это когда на тебя хотят смотреть люди в зале - вот и вся харизма!
- Вы любите деньги?
- А кто же их не любит? Зарабатывать давно научился. Раньше, правда, только ролями в кино, театрах. Разница между прошлыми и нынешними заработками лишь в том, что раньше мне платили в рублях, а теперь, бывает, и в тысячах долларов.
Баловень судьбы
- Считаете ли вы себя баловнем судьбы? И выделяете ли для себя в жизни какой-то особо счастливый творческий период?
- Я довольно рано понял, что Господь дал мне ту меру способностей, которую, как ни употребляй, все равно все закончится удачно. Намеки я получал, начиная с первой роли. А спустя два-три года работы в театре окончательно понял: что ни сделаю – все в лузу!
Но если бы я неуспешно руководил театром, я бы отказался от него и остался актером. Как я не раз отказывался быть министром, депутатом. Но уж если я берусь за что-то... То берусь!
Самое счастливое время, наверное, годы раннего "Современника". Да и дальше жизнь меня баловала удачами, но я это чувство баловня в себе не культивирую. Я всегда помню о том, что были и гримасы судьбы.
- Присуща ли вам сентиментальност
- Очень многое! Прекрасная игра актера, реплика младшей доченьки Машеньки, игра Спивакова… Множество вещей, из которых плетется ткань жизни. Сентиментальност
Досье "Субботы"
Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в городе Саратове в семье врачей. Руководитель театра МХТ и "Табакерки. Был ведущим артистом "Современника", снялся более чем в 200 популярных фильмах.
Лауреат множества государственных премий, полный кавалер ордена "Заслуги перед Отечеством".
В 1959 году женился на актрисе Людмиле Крыловой, в браке с которой у них родились сын Антон (1960) и дочь Александра (1966).
Вторая жена - Марина Зудина - ведущая актриса в "Табакерке". Супруга младше актера более чем на 30 лет. В 1995 году Марина подарила мужу сына Павла, а в 2006 году - дочку Марию.
Елена СМЕХОВА.