Новый год в Рижском русском театре начинается с важного события: на место бессменного Эдуарда Цеховала, с именем которого связана целая эпоха, приходит новый директор -- молодая актриса театра Дана Бйорк (Чернецова).
Мы встретились с новым директором любимого театра накануне Нового года, чтобы расспросить о планах, перспективах и о том, что ждет зрителей в Новом году...
-- Дана, как вошел в вашу жизнь Рижский русский театр?
-- Мне было пять лет, когда бабушка привела меня в Русскую драму на «Грехи Трины». Я сидела в третьем ряду и хохотала до слез. Когда спектакль закончился, я сказала, что хочу так же, как эти актеры, играть на сцене. С тех пор ни на минуту не расставалась с этой идеей. В школе играла в театральной студии, пела в хоре, участвовала в конкурсах чтецов, позже поступила в Латвийскую академию культуры на актерский факультет, готовивший артистов для театра «Дайлес».
К сожалению, в 2009 году, когда я закончила учебу, грянул кризис: театр «Дайлес» не смог взять ни одного из нас, молодых курсантов «Дайлес», зато меня пригласили в Рижский русский театр...
Актриса и менеджер
-- Вам сразу улыбнулась удача?
-- В 2009 году в театре проходила реконструкция, и я целый год находилась в подвешенном состоянии: вроде числюсь в труппе, но в коллективе меня никто не знает. Ролей тоже нет, так как все уже распределено. Я поняла, что не могу так жить -- мне нужно куда-то вкладывать свою энергию, -- и поступила на менеджмент.
Будучи студенткой, связала свои практики с Рижским русским театром. Например, темой моей дипломной работы был маркетинговый анализ работы Рижского русского театра в сравнении с театрами других стран Балтии. Также работала с большой и малой сценами.
-- Что это значит?
-- Это значит, что за время своего студенчества я как продюсер и менеджер организовала в нашем театре два спектакля: «Зима» и «Граненка». Нашла режиссера, сценографа, деньги. Договорилась с Эдуардом Ильичем Цеховалом, чтобы он дал возможность нам репетировать в стенах театра, предложив: «Мы вам покажем спектакли, если они получатся -- возьмете».
Все получилось! Сегодня спектакли «Зима» и «Граненка» идут на аншлагах, и театр никак не может с ними расстаться, потому что они всегда распроданы.
-- Какая из двух ипостасей вам ближе: актриса или менеджер?
-- Сложный вопрос. Если скажу, что я только актриса, это будет неправдой. Потому что в этом случае я отдавала бы все силы только актерству и у меня было бы гораздо больше ролей как в театре, так и в кино, и скорее всего -- за пределами Латвии.
Но если скажу, что я только продюсер, то тоже солгу. Да, во мне очень сильное актерское начало, есть стремление и амбиции играть на сцене, что придает моей жизни наполненность. Но актер -- это подневольный человек, который всегда от кого-то зависит. А я не люблю ни от кого зависеть, и именно продюсерство дает мне личную свободу.
По-моему, сочетание актрисы и продюсера -- это очень сильная моя сторона, если говорить обо мне как о руководителе театра. Я знаю его изнутри: понимаю закулисье, настроение коллектива, в курсе всех театральных проблем, у меня есть опыт работы. А ответы на многие вопросы, касающиеся будущего нашего театра, я уже сформулировала в своей голове, так как на протяжении семи лет усиленно этим занималась...
Главное -- интересы театра
-- Это правда, что Эдуард Цеховал еще несколько лет назад разглядел в вас своего преемника?
-- Мне было 25 лет, когда Эдуард Ильич задал мне вопрос: «Дана, не видишь ли ты себя в будущем директором театра?» Тогда я всерьез не восприняла эти слова.
Но шли годы, я развивалась как продюсер, набирала определенный багаж знаний, профессионализма, контактов, связей, уверенности в себе. И когда год назад из уст Эдуарда Цеховала вновь прозвучал тот же вопрос, я уже была готова ответить «да». Потому что вросла в этот театр, я в нем не чужой человек и чувствую, что могу возглавить коллектив. Для этого у меня есть и потенциал, и силы, и знания.
-- Со вступлением в должность отношения между вами и коллегами наверняка изменятся, ведь теперь вы для них начальник. Думали ли вы об этом?
-- Коллеги уже в шутку задавали мне вопрос: «Как вас теперь называть: Дана или Дана Юрьевна?» Пока что мы над этим смеемся. Но непременно придем к решению. Я со всех сторон анализировала эту ситуацию, и у меня есть четкий план, как нам действовать дальше.
8 января я официально вступаю в должность. Чуть позже я проведу в театре собрание. Основательно подготовлюсь и ознакомлю коллектив с нашими планами на будущее -- во всех аспектах.
Заранее могу сказать одно: все мои отношения с коллегами -- будь то горячо дружеские или, наоборот, сдержанные -- никоим образом не будут влиять на меня как руководителя.
-- Но это так трудно -- отделить требования руководителя театра от эмоций и личных симпатий...
-- Если сравнивать меня с актерами, то я человек холодной крови. Всегда была такой. Коллеги знают, что я умею отстраниться и трезвым расчетливым умом оценить и разрешить ту или иную ситуацию. Эмоции хороши на сцене, а в жизни мне важно, чтобы люди услышали мою позицию.
С того момента когда я становлюсь руководителем, главное для меня -- это интересы театра, то, что приносит нам развитие, выгоду и победу.
Разумеется, какие-то перемены в отношениях неизбежны. Например, в свое время я организовала в театре профсоюз и вела его. Перед подачей документов на конкурс я из него вышла, так как формально это был конфликт интересов.
По всей вероятности, мне придется если не выстроить стену, то определить некую дистанцию между мной и сотрудниками театра. Но для меня крайне важно, чтобы при этом никто не был обижен. Мы все умные интеллигентные люди -- уверена, обойдемся без обид...
Худрук непременно появится!
-- Готовы ли вы к тому, что вас невольно будут сравнивать с Эдуардом Цеховалом?
-- Я готова ко всему -- как к позитиву, так и к негативу. Конечно, сравнивать будут. 30 лет, в течение которых Эдуард Ильич руководил театром, -- это целая эпоха. Но поскольку он был и остается одним из тех людей, кто верит в меня, я спокойна. Мне нравится фраза: «Не сравнивайте и не сравнимы будете».
-- Будете ли вы советоваться с Эдуардом Ильичом, принимая то или иное решение?
-- Все спектакли, которые вы увидите в нашем театре в новом году, были запланированы Эдуардом Ильичом. Это его репертуар. Поэтому как минимум еще целый год мы будем работать вместе и совместно принимать решения.
-- В Русском театре нет художественного руководителя. Появится ли он в новом году?
-- Обязательно появится! Кто -- не скажу. Кандидатов несколько. Могу сказать только, что это будет опытный, очень талантливый режиссер.
Я человек команды и доверяю профессионалам. Выбор репертуара зависит от интереса зрителей приходить в наш театр. Мои планы нацелены на менеджмент и маркетинг -- те инструменты, которые в нашем театре используются не на сто процентов, хотя потенциал огромный, залежи богатейшие. Я уже жду не дождусь, когда эта машина заработает! А полноценная работа начнется тогда, когда рядом будет худрук...
На сцене и дома
-- Став директором театра, останетесь ли вы на сцене?
-- Да, я остаюсь в текущем репертуаре. Зрители по-прежнему увидят меня в спектаклях «Метод Грёнхольма», «Опасный поворот», «Зима», «Граненка», «Король Лир», «Добрый человек из Сезуана», «Почтисчастье», «Альбом».
С точки зрения сил и времени для актера очень затратно создавать новую роль, а когда она полностью готова, играть ее каждый вечер легче. До трех дополнительных часов в сутки для актерской работы я найду. Но от премьер, конечно, отказываюсь. Потому что вся моя энергия в ближайшие сезоны будет уходить на руководство театром.
Если со временем я почувствую, что могу совмещать, то приму на себя новые роли, но пока об этом речи не идет.
-- Читатели мне не простят, если я не спрошу о вашей непривычной для русского слуха фамилии -- Бйорк. Не псевдоним ли это?
-- Нет, это фамилия моего мужа, который никак не связан со знаменитой певицей, у которой, кстати, Бьорк -- имя. Просто у мужа скандинавские корни, а фамилия Бйорк распространена в скандинавских странах так же широко, как Иванов или Петров в России. В переводе «бйорк» означает «береза».
-- Поддерживает ли вас муж в ваших начинаниях?
-- Колоссально поддерживает! У нас совпадают цели, взгляды на жизнь, биоритмы. Он бизнесмен, и так же, как я, привык работать 24 часа в сутки. Мы прекрасно понимаем друг друга...
вопреки слухам
Это была честная борьба!
Информация о том, что Дана Бйорк станет директором Русского рижского театра им. М. Чехова, промелькнула еще в октябре. Это имя тогда в прессе прозвучало из уст Эдуарда Цеховала. Однако слухи о том, что его пожелание и ходатайство коллектива театра в поддержку кандидатуры Даны стали решающими при выборе нового директора, -- сильное преувеличение... Как же на самом деле происходила борьба за должность директора театра?
-- Министерство культуры объявило конкурс на должность директора Русского театра. Претендентов оказалось пятеро, -- рассказывает Дана. -- Кто эти люди, я не знаю. По закону кандидат, участвующий в конкурсе, имеет право оставить свое имя в тайне. Честно говоря, я и не пыталась узнать имена своих соперников. Какой смысл? Ну буду я знать, что со мной соревнуется Петя или Саша. И что? От этого я не стану ни лучше, ни хуже.
Первый тур был письменным и состоял из двух частей: анализа работы театра за последние пять лет и идеи развития театра с финансовой, творческой и административной точек зрения. Я все написала и прошла во второй тур, который уже содержал устную часть. Комиссия из шести человек задавала множество вопросов: про анализ ситуации в театре, видение его перспектив и пр. Этот экзамен я выдержала, и на этом конкурс должен был закончиться. Но выяснилось, что два кандидата набрали почти одинаковое количество пунктов.
Было решено сделать третий тур. Он заключался в том, что абсолютно независимая фирма по набору персонала, которая проводит тесты на профпригодность -- стрессоустойчивость, работу в команде и пр., -- проверяла, насколько кандидаты соответствуют выдвинутым требованиям. Для меня этот тур был непростым. Если первые два конкурса просто требовали знаний и идей, то сейчас я не понимала, чего еще от меня хотят. Сначала был очень сложный письменный математический тест на аналитическое мышление. Потом -- проверка на коммуникацию. Затем со мной общался психолог, который беспрерывно что-то записывал... Кроме того, до прохождения конкурса в министерстве я прошла еще один своего рода экзамен -- экзамен Общества гарантов театра.
Ожидание результата было томительным не только для меня, но и для всего коллектива театра, который написал ходатайство в мою поддержку. Мне было очень приятно такое доверие.
Проходили дни и недели. Я постоянно жила в ожидании звонка, ежеминутно просматривала почту... Ничего! И только в конце декабря в театр пришли представители министерства и собрали весь коллектив. Вступительная речь, которая длилась 10 минут, показалась мне целой жизнью. Наконец прозвучал вердикт: третий тур показал большой отрыв между кандидатами. Лидером оказалась я...
Досье
V Дана Юрьевна Бйорк родилась в 1985 году в Елгаве. Училась в елгавской 5-й средней школе. После окончания переехала в Ригу, поступила в Латвийский колледж культуры со специализацией «режиссер любительского театра», параллельно -- в «9-ю студию» при театре «Дайлес».
V В 2009 году окончила Латвийскую академию культуры (актерский курс Михаила Груздова и Индры Роги) и была принята в труппу Рижского русского театра.
V В 2010 году поступила в магистратуру (менеджмент). Открыла продюсерский фонд сценических искусств SMP Fonds, который успешно занимается организацией культурных мероприятий на государственном и международном уровне.
V С 2011 года работала как продюсер, организуя значимые проекты в Латвии. Основала благотворительный фонд Otzi, нацеленный на интеллектуальное развитие молодежи.
V Вела актерские тренинги в Латвийской академии культуры, RISEBA, школе искусств Kids TV, была куратором курса Игоря Коняева.
V Работала как продюсер, организуя значимые проекты в Латвии.
V С 8 января 2018 года -- директор Рижского русского театра им. М. Чехова...
Елена СМЕХОВА