Статистика Судебной администрации гласит, что с 2016 года реальным лишением свободы за финансовые преступления наказывалось менее чем по десять человек в год. Большинство налоговых уклонистов получает условные сроки и остается на свободе, прозвучало в передаче Латвийского телевидения Kas notiek Latvijā? («Что происходит в Латвии?»).
Юрис Стуканс, комментируя ситуацию, выразил убеждение, что проблема — не в прокуратуре, судах или Службе госдоходов, а в латвийском обществе в целом. Не упустил но случая метнуть камешек и в огород законодателя. Генпрокурор пояснил: давайте выбирать, что делать — наказывать ли людей или все-таки сделать вопросы налогообложения прозрачнее и понятнее для всех.
«Чего вы хотите — чтобы больше сидели в тюрьме?» — риторически вопросил он.
Ведущий передачи Янис Домбурс привел мнение Совета иностранных инвесторов об ощущении безнаказанности, которое возникает у людей при виде того, как виновным в уклонении от налогов удается избежать ответственности. На это Стуканс указал, с какими проблемами сталкиваются следователи по экономическим делам.
«Вы же человеку (следователю) ничего не даете», — сказал он. Прокуратура испытывает дефицит кадров, профессионалов не хватает из-за низких зарплат. А делопроизводство по финансовым преступлениям — сложнейшее. «И вот вы говорите: дайте результат», — добавил Стуканс.
Гендиректор Службы госдоходов (СГД) Иева Яунземе добавила, что в ее ведомстве трудится 65 следователей, и они ежегодно передают для уголовного преследования около 300 дел. Зарплата такого специалиста «на бумаге» — 1600 евро в месяц, сообщила она.
Юрис Стуканс напомнил также о длительных сроках и расследования, и судопроизводства, что и становится причиной нежелания судей наказывать неплательщиков налогов реальным лишением свободы:
«Говорят — ну, десять лет прошло, он «побелел», у него дети растут, он предпринимательскую деятельность продолжает... Не сажать же его в тюрьму».
Сегодня латвийское законодательство разрешает потребовать от человека подтвердить законность происхождения его имущества, но прежде нужно начать уголовный процесс. Это нужно менять, считает генпрокурор:
«Простые поправки: полное декларирование; образ жизни не отвечает официальным доходам? — пусть объяснит, а если не может объяснить, половину у него забрать».
С такими предложениями прокуратура уже обращалась в правительство, прозвучало в передаче. Глава Минфина Арвил Ашераденс («Новое Единство») согласился, что «настал последний момент радикально действовать». По его словам, обязательное тотальное декларирование доходов стоит поддержать.