В регистре усыновления сегодня есть сведения о 1167 детях, их них 801 ребенок в возрасте от 10 до 18 лет, а у 355 детей существенные нарушения здоровья. 445 детей отказались от усыновления. Очереди на усыновление ждут 180 жителей Латвии.
Тенденция такова, что ежегодно в Латвии обретают новую семью до 250 детей, причем половину усыновляют иностранцы. Но в последние пару лет у зарубежных усыновителей интерес к латвийским детям снизился, в 2017 году жители Латвии усыновили 127 детей, а иностранцы только 69, тогда как еще пять лет назад — 178 детей. Однако иностранцы берут на попечение детей и постарше, и с заболеваниями, а жители Латвии, желая усыновить ребенка, предпочитают здоровых малышей, говорит старший референт Минблага Яна Сипола:
«Усыновители обычно хотят адоптировать практически здорового ребенка. В основном в возрасте до пяти лет. Чаще всего выбирают девочек. Усыновители обычно желают адоптировать одного либо двух детей в одну семью. Но в последнее время наблюдается позитивная тенденция. Люди все чаще желают взять в семью детей старше пяти лет. Например, в регистре сейчас есть семь семей, которые хотят адоптировать детей в возрасте до 8 лет».
Конечно же, и для усыновителей сиротские суды выдвигают серьезные требования к состоянию здоровья и их возможностям обеспечить ребенка жильем и материально, а также проверяют, не числится ли за будущим родителем судимость.
Вхождение ребенка в новую семью — это большой стресс для него, и новая семья должна с этим считаться. Часто дети из детдомов — эмоционально травмированные, поэтому нужно обеспечить ребенку психологическое привыкание к новой обстановке, говорит психолог Инспекции по защите прав детей Илзе Гаркалне:
«Важно, чтобы сами приемные родители были готовы, сами были информированы, в первую очередь о том, какой травмирующий опыт может иметься у ребенка, какие возможны реакции. Чтобы родитель был готов наблюдать и увидеть так называемые зоны риска. очень важно, как налаживается контакт, чтобы ребенок знал, что его ждет, что будет, как будет, чтобы эта информация у него была. Чтобы они с приемными родителями могли бы познакомиться, повидаться хотя бы раз, и он знал, куда он пойдет, куда его повезут. Это понижает тревогу, страх, очень часто мешающий здоровой адаптации в новой семье. Потому что переезд в новую семью всегда более или менее несет в себе риск некоего кризиса, кризисных реакций».
Сегодня в Латвии насчитывается 636 приемных семей. Это на 36 больше, чем годом ранее. Статус новой приемной семьи в прошлом году был присвоен 76 семьям. Однако 29 семей статуса были лишены.
Кстати в последние годы в среднем 1500 с лишним семей в год попадают в поле зрения муниципальных социальных служб как неблагополучные. Иногда это семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации. Социальные службы получают информацию о таких семьях от сиротских судов, школ — например, если ребенок не посещает школу, либо от соседей, которые видят и слышат, что происходит в доме.
Тогда за дело принимаются социальная служба, которая помогает семье в уходе за ребенком либо работает уже с родителями, у которых часто имеются зависимости: алкогольная, игровая. А если наркотическая, то от таких родителей детей сразу забирают.
«Соцслужба работает с семьей, смотрит, какая помощь необходима. Может, курсы — посылают родителей на курсы по психоэмоциональному воспитанию.
Всё зависит от конкретной ситуации. Если имеются проблемы с алкогольной и другой зависимостью — назначают консультации, смотрят, посещают ли они их. В первую очередь оцениваются риски — возможно ли оставить ребенка в семье», — рассказала представитель департамента благосостояния Рижской думы Линда Вержбицка.
Она пояснила, что родители бывают разные: кто-то нацелен на сотрудничество, кто-то относится с прохладцей. Но соцслужба, памятуя, что «родители есть родители, в случае, если видит, что ребенка можно не изымать из семьи, не забирает его сразу и стремится оказать родителям максимальную помощь». В прошлом году в Риге на учете было 2956 неблагополучных семьи, а годом ранее — 3084 семьи. Ситуация немного улучшилась.
С такими семьями, как говорят, психологи работают по несколько лет. Некоторым помощь нужна постоянно. Если родители не хотят сотрудничать, только тогда ребенка могут забрать из семьи. Опять же — это может быть временно. Усыновлять можно, только если родителей полностью лишают прав, поясняет специалист Минблага продолжает Яна Сипола:
«Адоптировать можно только юридически свободного ребенка. Это ребенок, у которого либо умерли родители, либо суд их лишил прав на ребенка. Но сначала сиротский суд на время лишает родителей, не исполняющих свои обязанности, прав на ребенка. В течение года сиротский суд либо восстанавливает в правах родителя, либо дает прошение суду о [полном] лишении родительских прав. И только в этих случаях, когда у ребенка юридически нет родителей, сиротский суд и учреждение опеки дают прошение в Минблаг об усыновляемом ребенке, и только тогда можно начать процесс адопции».
Минблаг ранее поставил грандиозную цель к 2021 году добиться того чтобы в Латвии не осталось детдомов, а все дети сироты жили бы семьях. 1 июля 2018 года в Латвии при поддержке государства начали действовать специализированные приемные семьи и центры поддержки внесемейной опеки.