«Приезжайте и посмотрите, в каких средневековых условиях приходится жить гражданам современной Латвии!» – потребовала Тереза, дозвонившись в редакцию. Тереза живет в Риге, в доме по ул. Зилупес, 12, и утверждает, что крыша над ее квартирой протекает уже десять лет. 11 000 евро, необходимых для капитального ремонта, у жильцов четырехквартирного дома нет, пишет "МК-Латвия".
Большие проблемы маленького дома
В Риге еще недавно было множество домов-развалюх. Самоуправление объявило войну их частным хозяевам. Если владелец годами не приводит свой домик в порядок, теперь он вынужден платить повышенный налог на недвижимость в размере 3% от кадастровой стоимости объекта. Это дорого, поэтому собственники стали ремонтировать свои дома куда энергичнее прежнего. Для сравнения, если в 2011 году были восстановлены только 16 разваливающихся зданий, то в 2016-м – уже 156.
Но в Риге есть дома, которые частично или полностью принадлежат самому городу. Кое-какие из них десятилетиями не видели самых нужных ремонтов. Например, домик по ул. Зилупес, 12.
По приглашению Терезы мы прибыли на место. Дом на четыре квартиры действительно производит удручающее впечатление. Забор кирпичной кладки, отделяющий двор от улицы, кажется, вот-вот рухнет на полупрогнившие черные сараи с дровами. Сухой туалет – во дворе, краска на стенах дома порядком облупилась. В помещении – характерный запах старого сырого здания.
В квартире Терезы мы сразу наткнулись на несколько ведер и тазов, которые приготовлены хозяйкой на случай дождя.
– Да вы посмотрите наверх, – говорит Тереза.
На потолке и правда «красуется» дыра диаметром около метра. Сквозь остатки перекрытия отчетливо просматриваются чернота гнилых деревянных конструкций.
– Когда идет дождь, с потолка не просто капает, оттуда льется вода! Она попадает не только в приготовленные мною тазики, но стекает и по стенам, по проводам, подбирается к электрическому счетчику.
Разводы на остатках обоев подтверждают слова нанимательницы муниципальной квартиры. Чудо, что в помещении до сих пор не произошло короткое замыкание.
По словам Терезы, дом по ул. Зилупес, 12, был построен в конце XIX века. Сама женщина живет по этому адресу всю свою жизнь – 51 год.
– Сколько себя помню, серьезных ремонтов в доме никогда не проводили. Когда 10 лет назад прохудилось кровельное покрытие – рубероид, и у меня на потолке стали появляться капли воды, я начала писать заявления в муниципальное домоуправление. Сначала обращалась в участок Daugava. Потом, когда все участки объединили в предприятие Rīgas namu parvaldnieks, я обращалась с просьбой отремонтировать крышу туда. Мои заявления принимали, обещали, но никаких реальных работ не проводили, – рассказывает Тереза.
Между тем проблема усугублялась. Дождевая вода, накапливаясь на втором этаже, нашла себе выход через перекрытия на кухне Терезы. В жилой комнате потолок также начал постепенно прогибаться.
– Как бы однажды он не рухнул мне на голову! – поделилась опасениями нанимательница.
Что происходит в квартире второго этажа, куда сначала попадает дождевая вода, представить вообще страшно.
– Верхняя квартира приватизирована, поэтому все комиссии, которые приходили в дом с проверками, не могли туда попасть, потому что в квартире никого не бывает. В домоуправлении говорят, что за домом значится долг – немногим более 800 евро. Я плачу по счетам исправно, мои соседки – две пожилые женщины – тоже. Откуда тогда задолженности? Получается, из-за него, верхнего соседа, – предполагает женщина.
Отчаявшись дождаться помощи от домоуправления, Тереза записалась на прием к председателю Рижской думы Нилу Ушакову.
– Благодаря вмешательству помощника мэра в середине июля 2017 года нам застелили протекающую часть крыши каким-то плотным пластиковым материалом. Я просила покрыть крышу хотя бы рубероидом, но в домоуправлении ответили, что денег на такой материал нет. Спустя полгода, когда начались октябрьские дожди, крыша потекла вновь, – рассказывает Тереза.
В дождливые дни нашей читательнице приходится сидеть дома, чтобы каждые три-четыре часа сливать накопившуюся в тазах и ведрах воду.
– После сильных дождей с потолка еще день-другой капает, – утверждает обитательница дома на Зилупес, 12. – В домоуправлении мне сказали, что ремонтировать крышу жильцам придется за свой счет, что обойдется нам в 11 000 евро. Но из соседей у меня только две пенсионерки с инвалидностью. Откуда у нас такие деньги?
«МК-Латвия» постучалась и в соседнюю двухкомнатную квартиру. Открыла словоохотливая Дзидра. Правда, в ее жилище ситуация не такая ужасная. Потолок подтекает только последние пять-шесть лет – над окном, а также в углу кухни. По словам Дзидры, в дождливую погоду сверху действительно начинает капать вода, стена становится мокрой, отваливаются разбухшие от влаги части штукатурки.
– Эти муниципальные дома никому не нужны, – огорчается пенсионерка, – нам только счета выставляют, а работ – никаких.
– Много ли платите за свою квартиру?
– Последний счет пришел на 80 евро, половина суммы – домоуправлению за обслуживание.
Временное решение
Долго жить в доме с проваливающейся крышей не только неприятно, но и опасно. В этом убедилась специальная комиссия из департамента жилья и среды Рижской думы, которая в прошлом сентябре провела осмотр дома по ул. Зилупес, 12.
Работники самоуправления убедились, что стены дома имеют трещины, кирпичная кладка дымоходов и цокольного этажа крошится, местами в доме появился грибок. Из заключения комиссии можно видеть, что часть деревянной отделки дома уже сгнила, кровельное покрытие – в неудовлетворительном техническом состоянии и местами отсутствует совсем.
В департаменте жилья и среды признали, что Терезе и ее соседям из неприватизированных квартир нужно предоставить другие помещения, ведь дом нуждается в капитальном ремонте. Другие помещения в таких случаях должны быть выданы жильцам на основании Закона о найме жилых помещений (статья 28.4).
Что говорит закон?
Прекращение договора найма жилых помещений по причине капитального ремонта дома (жилого помещения)
Если владелец жилого дома или помещения (за исключением денационализированных домов и домов, отданных законному владельцу) решил провести капитальный ремонт, который нельзя провести, пока в доме или помещении находится наниматель, то наймодатель может прекратить договор найма жилых помещений, предоставив нанимателю и членам его семьи равноценное жилое помещение.
Терезу действительно поставили на квартирную очередь, пообещав, что со временем она получит другое муниципальное жилье. По состоянию на октябрь 2018 года Тереза имела 166-й номер в своем восьмом регистре.
Как рассказала руководитель жилищного управления департамента жилья и среды Марите Яворска, в восьмой регистр муниципальной квартирной очереди попадают наниматели, которые живут в муниципальных квартирах, по сути негодных для проживания. По данным на 17 октября, своей очереди на переезд в этом регистре ожидают 282 человека.
– Квартирная очередь в Риге разделена на десять регистров. Ежегодно для каждого из них самоуправление выделяет определенное количество квартир. К сожалению, очередники из восьмого регистра получают не так много жилья, как хотелось бы. В прошлом году в другие квартиры переехало 37 семей, а нынешнем – только 25, – рассказывает Марите Яворска.
Однако, если наниматели живут в доме, где ситуация совсем аховая (например, дом разрушается, крыша в буквальном смысле готова упасть на голову), то ждать беды совсем не обязательно. Самоуправление предоставляет очередникам временное жилье, которым они могут воспользоваться, пока не подойдет их очередь на настоящую квартиру от города.
– Как правило, временное жилье представляет собой комнату в бывшем советском общежитии. В такой комнате наниматель аварийного муниципального жилья может жить до тех пор, пока не подойдет его очередь на городскую квартиру со всеми удобствами. Если у человека нет коммунальных долгов, то он, дождавшись своей очереди, спокойно переезжает из общежития, если же коммунальные долги накопились, то он останется во временном жилье, – продолжает чиновник.
Марите Яворска также напомнила, что отдельно живущие малообеспеченные пенсионеры, а также малообеспеченные инвалиды первой и второй групп из восьмого регистра при отсутствии долгов по аренде и коммунальным платежам параллельно регистрируются в первом – социальном – регистре. Тем самым самоуправление дает им возможность перебраться в муниципальное жилье со всеми удобствами быстрее.
– Г-жа Яворска, если наша читательница не сможет дождаться очереди в своей прежней квартире и решит снять жилье на свободном рынке, она потеряет место в очереди? – спросили мы.
– Да, Тереза потеряет место в квартирной очереди, если расторгнет договор найма с самоуправлением. Но напомню, мы можем предоставить ей временное жилье, – ответил чиновник.
Однако надо признать, что Тереза отказывается от переезда в общежитие. Она настаивает на том, чтобы ей побыстрее выдали равноценную квартиру. Что же, это тоже ее право...
Замкнутый круг
В муниципальном домоуправлении Rīgas namu parvaldnieks согласились рассказать, почему муниципальный дом доведен до такого опасного состояния.
– Это дом постройки 1880 года, – рассказывает главный инженер участка Daugava Елена Питиня. – Когда-то крыша у него была металлическая, ремонтировалась она регулярно. Но к 2007 году состояние всей кровли вместе с перекрытиями ухудшилось настолько, что теперь нужна полная ее замена.
По словам главного инженера, жильцам дома по ул. Зилупес, 12, неоднократно предлагали отремонтировать кровлю.
– Но наниматели отказывались создавать накопления на какие-либо ремонтные работы, включая крышу, оправдывая это тем, что являются малоимущими. Но надо понимать, что люди, которые живут в муниципальных квартирах, обязаны платить за все необходимые дому ремонты. К сожалению, жильцы полагали, что крышу им починят за деньги самоуправления. Даже сейчас ремонта они требуют, а собирать деньги на него отказываются.
По словам представителя Rīgas namu pārvaldnieks, самоуправление, как собственник неприватизированных квартир, совместно с владельцем единственной приватизированной квартиры в доме приняли решение за то, чтобы жители дополнительно платили по 0,50 евро с квадратного метра в месяц в накопительный фонд дома. Владелец приватизированной квартиры начал делать эти взносы с мая 2017 года, тогда как нанимателям новые счета придут с 1 ноября. Последние три года плата за обслуживание дома на Зилупес, 12, составляла всего 18 евроцентов за квадратный метр. Можно ли на такие деньги содержать дом в идеальном порядке? Большой вопрос.
Однако у жилого строения все-таки имеются накопления. По словам главного инженера участка Daugava, на данный момент в «загашнике» у жильцов набралось 3000 евро.
– К сожалению, этой суммы недостаточно. По нашим подсчетам, необходимо около 12 000 на полную замену крыши площадью 150 кв. м. На время мы покрыли кровлю армированной пленкой. Зиму пленка переживет, но потом жильцам придется принимать решение. Настоящее покрытие ставить сейчас нельзя – не выдержат деревянные конструкции, – убеждена специалист.
Очевидно, накопить необходимые 9000 евро за короткий период не получится. Заем в банке малоимущим нанимателям точно никто не даст. На протяжении нескольких лет пленка защищать от влаги квартиры не сможет.
– Жильцам предложили использовать накопленные деньги в качестве первого взноса в Rīgas namu pārvaldnieks. В таком случае муниципальное домоуправление привело бы крышу в порядок уже сейчас, а оставшуюся сумму наниматели и собственник квартир распределили бы между собой и выплатили в течение нескольких лет. Дополнительная плата составила бы около двух евро за квадратный метр, а срок выплаты – около трех лет. Но и на этот вариант наниматели не согласились и уже написали в думу письмо, в котором просят отменить плату для ремонтных накоплений, – рассказывает Елена Питиня.
– Дом опасен?
– Нет, балки на головы жильцов не обвалятся, это точно. Но хочу сказать, что жители со своей стороны тоже должны выполнять свои обязанности. Во-первых, платить за содержание дома. Во-вторых, своевременно делать ремонт в занимаемых квартирах, что является их обязанностью согласно договору найма, – напоминает эксперт.
Словом, мы выяснили, что ситуация в доме по ул. Зилупес, 12, далеко не безвыходная. Самоуправление не только поставило пострадавшую семью на квартирную очередь, но и предлагает временный вариант для переезда.
Другое дело, что муниципальное домоуправление не должно – нет, даже не имеет права! – допускать дома до такого состояния. Проваливающаяся крыша – явный недосмотр, и большую часть ответственности управляющий обязан принять на себя.