- У нас имеется стратегия Latvija 2030 и NAP 2020. Она обсуждалась с социальными партнерами, с негосударственными организациями. Эти планы должны выполняться. Некоторые утверждают: у нас нет целей. Но цели есть! Например, приближение ВВП к среднеевропейскому уровню. Чтобы осуществить начатые реформы, выполнение целей должно контролироваться.
- Да, на декларативном уровне цели провозглашаются, но даже в Национальном плане развития они, на мой взгляд, профессионально не сформулированы. Тут я с вами не согласен. Поэтому хотел бы услышать, как, какими средствами эти цели будут достигнуты. Например, сколько, чтобы их достигнуть, нужно вложить в образование?
- Я считаю, что стратегическое планирование не является лишь декларативным. Если мы хотим объединить народ или работников в своей организации, на своем предприятии, то у нас должна быть стратегическая цель: человек должен видеть, куда мы движемся и по какому пути.
Мы понимаем, что Латвия - с учетом объема нашей экономики и тех ресурсов, объема промышленности, которыми мы сегодня обладаем, - стоит перед весьма многими вызовами, связанными с производством продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Если не будет инвестиции, то сделать это будет очень сложно. Важно не только привлечь, но и удержать молодых и талантливых людей. Создавать комплексное государственное мышление. Коли сейчас не хватает специалистов по разным экзактным наукам, то следует ввести обязательный экзамен по естествознанию и решать вопрос нехватки педагогов.
- Мы говорим о развитии, но людские ресурсы за это время в Латвии, как говорят, сократились чуть ли не на четверть…
- Да, но, с другой стороны, это глобальные тенденции, которые мы не можем игнорировать: свободный рынок, свободное передвижение людей…
- Но в таком случае у нас вроде должна быть политика, которая удерживала бы людей здесь.
- Да, и поэтому мы должны создавать привлекательную предпринимательскую среду, хороший инвестиционный климат. И в этой ситуации нам особо важно подчеркнуть, что Европа – это и наш проект.
- А как же иначе?
- И это большое преимущество, ибо предоставляет нам возможность быть более консолидированными и самим. Почему возникает популизм, почему существует экстремизм, почему существует изоляционизм? Потому что некоторые воспринимают демократию ограниченно… Если уж избрали парламент, создали правительство, то этого достаточно.
Мы можем рассуждать о гражданском обществе и о роли бизнеса в развитии государства и Европы. Но тем уникальным инструментом, которым мы в совершенстве не пользуемся, является социальный диалог. Социальный диалог – это искусство компромиссов. Люди, предприятия платят налоги, они попадают в ведение государства…
Но почему же сейчас так ярко проявляется популизм? А потому, что гражданское общество недостаточно вовлечено в процессы принятия решений.
В письме, которое Еврокомиссия нам прислала в прошлом году, было сказано, что они понимают и чтут роль социального диалога, а также нас, Конфедерацию работодателей, как эксклюзивных партнеров в рамках двухстороннего или трехстороннего диалога. И Латвия в данной ситуации максимально старается укрепить свое влияние на нормативную базу.
В прошлом году мы просмотрели около тысячи касающихся нас нормативных актов. Представили 358 заключений. Из них 88% были полностью или частично включены в законы. Например, Закон о труде, налоговая политика…
Это дает нам возможность со стороны предпринимателей внести свой вклад в то, чтобы документы, которые принимаются и будут приняты, стали качественнее. Чтобы они позволили предпринимателю лучше работать, работнику – больше заработать, а государству – быстрее развиваться.
- А с новым правительством вы тоже создаете какой-то план о сотрудничестве?
- Наше сотрудничество началось уже в предвыборный период, когда мы встречались с кандидатами партий на посты министров, разрабатывали рекомендации для политических лидеров о том, что им следовало бы включить в правительственную декларацию.
16 апреля состоялось заседание Национального совета по трехстороннему сотрудничеству, на котором Конфедерация работодателей вместе с правительством и профсоюзами рассматривала план действия правительства.
Правительство консультируется с социальными партнерами, а мы, со своей точки зрения, создаем общее понимание того, как достигнуть цели в максимально быстром темпе.
Кроме того, у нас в совете по трехстороннему сотрудничеству имеются подсоветы. Например, подсовет по конкурентоспособности и долгосрочному развитию, подсовет по бюджету и налоговой политике. Мы для министров, правительства, президента что-то вроде вспомогательной силы. И политики также понимают, что все не могут быть умными во всех областях.
Но если у тебя имеется подсовет и если мы приглашаем лучших экспертов из других негосударственных организаций, то это как раз и значит, что мы дополнительная сила для министров, правительства, президента.
- А разве тут необходимы законодатель, вмешательство государства? Сами между собой не можете договориться?
- Можем, но, к сожалению, государство хочет регулировать слишком многие вещи. Организованное гражданское общество недовольно тем, что ему не позволяют решать существенные для него самого вопросы, и возникают волны популизма.
Посмотрите, какая разница между нами и, например, Данией. В Дании регулирование рынка труда происходит на основе генерального соглашения (рабочее время, оплата сверхурочных, пенсии – у нас это все регулирует государство): оплата больничных, трудовое образование, пособия безработным, прекращение рабоче-правовых отношений. Государству остаются здоровье и безопасность.
Например, шведы сейчас, когда приближаются выборы в Европарламент, беспокоятся о том, чтобы в ЕП были избраны люди, которые понимают европейские ценности. Латвия сегодня тоже готова следовать в этом направлении.
Поэтому я считаю, что сегодня предприниматели, профсоюзы и государственные организации должны активнее включиться в процесс выборов ЕП. Мы не можем позволить себе потерять этот проект. Мы должны быть максимально едины на уровне Европы.
Важно, чтобы политики видели Европу единой. И не нужно бояться говорить о возможных целях политического единства - например, хотя бы в связи с миграционной политикой. Но мы, повторюсь, должны быть едины и обладать политической волей. Если мы говорим, что у нас не хватает трудовых ресурсов, то посмотрим, что делают в других странах. Хотя бы в Америке - зеленая карта…
Мы должны искать специалистов. Мы говорим: через Латвию проходил большой поток денег. На мой взгляд, это хорошо. Потому как это значит, что у нас имеются профессиональные люди, что у нас хорошо развита финансовая структура, что у нас отзывчивые люди и хорошее качество услуг.
Любое улучшение, которое мы сейчас вводим, должно иметь цель. И если мы улучшаем, например, свою финансовую, свою банковскую систему, то это значит, что обретем больший рост и финансовые услуги у нас станут более качественными. Мы хотим позиционировать свою страну как место, где может свободно развиваться любой, любая сторона света, лишь бы они играли честно - согласно принятым в законе правилам.
Нам здесь очень важно укреплять именно роль Европы!
Виктор АВОТИНЬШ