"21 августа в Военном музее Латвии состоялось хорошо организованное и содержательное мероприятие, посвящённое 26-й годовщине восстановления независимости Латвии de facto. Было приятно послушать обращения Дзинтарса Раснача, Валдиса Блузму, Талава Юндзиса и Андрея Цирулиса и посмотреть фильм «Лебединое озеро». И все же, по-моему, независимость - это не только прошлое, не только история. Это настоящее. Поэтому я обратил внимание на слова де-факто. Мне хочется, чтобы каждый из нас, вспоминая либо 4 мая 1990 года, либо 21 августа 1991 года, задумался о том, какой уровень самоопределения нации, народа, самого себя мы достигли де-факто за четверть века после восстановления независимости, - пишет Виктор Авотиньш в "Неаткариге".
К тому же хотелось бы, чтобы в своих стремлениях к этому де-факто совершенству мы прежде всего видели не директивы России или ЕС, а позицию своих собственных граждан, латышей. Фактически я хочу продолжить мысль, Элиты Вейдемане - «Мы можем гордиться тем, что мы сделали в Атмоду. Так почему мы выступаем столь невзрачно и самоуничижительно? Где наша гордость за историю, на основе которой можно строить будущее?» Так соответствуем ли мы этому де-факто?
Мы ропщем на партии, но сами же наделяем их властью. На мой взгляд, демократии в Латвии для того, чтобы каждый из нас мог быть гражданином своей страны, вполне достаточно.
Почему же мы не перестали думать, что власть не находится в наших руках, но есть нечто внешнее, фатальное? Почему только 4% (!) из нас считает, что быть активными, принимать участие в политических или других организациях, если мы действительно хотим построить гражданское общество, они, можно сказать, обязаны? Это не бремя или расчёт.
Никто другой кроме нас самих не позволяет партиям, стоящим у власти (и другим) ограничиваться своими меркантильными амбициями. Странным образом мы эти мелочные, популистские амбиции принимаем также на уровне программ партий.
Станем ли мы мудрее перед очередными выборами в Сейм? Вряд ли. Но то, что не станем, откровенно надеятся некоторые, казалось бы, новые партии, которые на уровне государственной политики решились предложить исключительно популистские лозунги, и не стремятся разработать хоть сколь-нибудь осмысленную, реальную программу действий. По-моему, это показывает, что и эти новые партии априори видят в нас, избирателях, не людей, нацию, общество, а просто толпу.
В этой связи нам, как обществу, как нации, прежде всего следует подумать о среднем классе, об интеллигенции. Где он? Почему он не определяет качество политики в стране? Советской власти больше нет, есть власть народа. И де-факто независимость - это фундамент, на котором ее надо реализовать".