Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Ср, 11. Декабря Завтра: Valdemars, Valdis, Voldemars

Видеорегистраторы в законе: с 25 мая автомобилистам платить за них не нужно

 Наши видео в законе: про видеорегистраторы и просто записи с мобильника

 
В связи с видеорегистраторами у водителей авто сейчас множество вопросов: нужно ли их регистрировать; куда и на каких условиях принимаются его данные; можно ли в соцсетях публиковать с него видео.. Похожие вопросы возникают у пользователей в связи с видеозаписями с обычных телефонов — особенно в связи с размещением их в соцсетях... Но скоро вводится новый порядок, сообщает kriminal.lv
 
Что самое главное: сейчас еще действует Закон о защите данных физических лиц. По его требованиям нужно "регистрировать регистраторы", да еще и заплатить за это госпошлину. Вот только с 25 мая нынешнего года этот закон перестает действовать. Вступает в силу Регула ЕС 2016/679, а вместе с ней и новый закон "Об обработке личных данных" (Personas datu apstrAdes likums). 
 
И хорошая новость для водителей: после этого регистрировать свою деятельность по обработке данных, чтобы завести регистратор, не придется! Правда, пока действует старый закон, к вам еще могут возникнуть вопросы, почему у вас регистратор не зарегистрирован.

Полиция — за, защитники данных — предупреждают

В настоящий момент и полиция, и страховщики принимают записи регистраторов в качестве доказательств. Однако проблема может возникнуть, если вам захотелось поиграть в мобильного репортера и поделиться записями в соцсетях, например, — к вам могут возникнуть претензии.

Поэтому до сих пор любую камеру, которая будет вести наблюдение, включая камеры на доме, нужно было регистрировать в Государственной инспекции данных. (Сразу добавим, что для видеонаблюдения в многоквартирном доме понадобится еще и согласие общего собрания жильцов.)
 
Для этого нужно заполнить очень объемное и подробное заявление — 9 страниц, где необходимо высказать все аргументы, зачем вы хотите что–то снимать, а также заплатить госпошлину. Сейчас для юридических лиц пошлина составляет 56,91 евро, для юридических лиц или мелких предприятий (те, в которых работают до 10 работников и годовой оборот не превышает 2 млн евро) — 28,46 евро. Платеж одноразовый.

Инспекция подчеркивает на своем сайте: именно конкретный регистратор регистрировать не нужно. Да и инспекция этим не занимается. Нужно просто регистрировать саму деятельность по обработке данных.

Ведь проблем с данными, пока регистратор только снимает, не возникает. Однако как только вы передали записи видеорегистратора третьим лицам — например, правоохранительным органам (даже по их запросу), могут начаться вопросы. А именно: те люди, которые оказались в кадре, могут подать жалобу в Государственную инспекцию данных.

Но если заявление принято и пошлина уплачена, вы становитесь "заведующим" по обработке личных данных. И дальше уже не надо доплачивать за другие камеры в семье или автомобиле.

А что с телефонами?

Теперь разберем стандартную ситуацию: ваша видеокамера в телефоны была использована для того, чтобы снять какое–то происшествие. Инспекция подчеркивает: это уже не будет обработкой личных данных, так как человек использовал устройство для того, чтобы снять конкретный момент. То есть это не видеонаблюдение. Передавать такие записи можно в правоохранительные органы, если есть для этого правовое основание (7–я статья Закона о защите данных физических лиц). Однако в любом случае инспекция не видит правовых оснований для того, чтобы публиковать видео в интернете или социальных сетях.

Если вам интересно, что за это грозит, то просто сбор данных физических лиц (пункт 204.7 Кодекса административных правонарушений), хранение, использование и разглашение грозит предупреждением, а также штрафом для физических лиц от 70 до 570 евро, должностным лицам — от 140 до 570 евро, а юридическим — от 1400 до 11 400 евро.

Сбор и распространение сенситивных данных грозит предупреждением, для физических лиц штрафом от 280 до 700 евро, должностным лицам — от 430 до 700 евро, а юридическим — от 4300 до 14 000 евро.

"Нелицензионное" использование видеорегистраторов подпадает под пункт 204.9 Кодекса административных правонарушений. В нем сказано, что за несоблюдение требования о регистрации устройств, записывающих личные данные, может грозить административный штраф. Для физических лиц сумма штрафа составляет от 140 до 400 евро, для должностных лиц — от 280 евро до 700 евро, и для юридических — от 1400 до 14 000 евро.
 
Новый порядок

Но, как уже было сказано, требования по регистрации действуют только до 25 мая. В новом законе есть ряд новшеств и уточнений, нацеленных на то, чтобы унифицировать обработку данных в ЕС. Множество требований усилено. Например, в каждом предприятии должен появиться человек, отвечающий за обработку данных, а также ответственный за их безопасность. 
 
У вас еще есть время ознакомиться с требованиями закона и внести коррективы в работу.

Но, как уже было сказано, регистраторы и камеры видеонаблюдения с 25 мая регистрировать не нужно — они будут на вашей совести и ответственности. Если у вас возникли вопросы, Государственная инспекция данных дает консультации с 13.00 до 15.00 по телефону 67223131.

Когда видерегистратор помог

Регистраторы очень полезны, когда нужно доказать свою правоту в аварии, особенно если авария подставная — чем нередко пользуются мошенники. Однако вот конкретный пример из латвийской судебной практики, когда добиться правды помог именно видеорегистратор в автобусе.

29 января 2015 года Вентспилсский суд полностью отменил решение полиции о наказании В. К. в связи с нарушением первой части пункта 149.31 Латвийского административного кодекса нарушений об обгоне транспортного средства с пересечением сплошной линии.

На видеозаписи происшествия видно, что полицейские игнорировали требования ПДД. В этот раз речь идет о том, что у ехавших впереди полицейских были и обязанности по отношению к едущим сзади.

Водитель автобуса ехал по Вентспилсскому шоссе. Впереди ехала колонна автомобилей, водители которых не решались обогнать трафарированное авто дорожной полиции, которое двигалось со скоростью примерно 75 км/ч. Однако водителю автобуса пришлось пойти на обгон. Тут его и остановили — превышение скорости!

Водитель оспорил протокол, настаивая, что его вынудили нарушить. И в конечном счете суд с ним согласился.

В приговоре указано, что машина полиции мешала движению и нарушала пункт 118.3 ПДД: "Водителю транспортного средства запрещено: создавать помехи дорожному движению, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью". Полицейский автомобиль вдруг без видимой причины начал тормозить, нарушив 118.4 пункт ПДД: "Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности дорожного движения". Только после этого был включен поворотник и произведен маневр поворота.
 
Таким образом, были нарушены требования пункта 70 ПДД: "Перед любым маневром — началом движения, перестроением, поворотом, разворотом, остановкой транспортного средства и т. п. — водитель транспортного средства обязан убедиться в безопасности дорожного движения и в том, что это не создаст помех другим участникам дорожного движения, подать предупреждающий сигнал световыми указателями поворотов, а при их отсутствии или неисправности — рукой соответственно маневру" и 10–го пункта: "Участники дорожного движения и другие лица должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасных для дорожного движения ситуаций или помех и не причинять вреда".

Важно, что согласно пункту 6 ПДД, у водителя автобуса было право полагать, что водитель полицейского автомобиля будет соблюдать ПДД. В решении суда справедливо указано: "Суд действия В. К. в конкретной ситуации признал крайней необходимостью. В. К., осознавая массу пассажирского автобуса, многократно превышающую массу легкового автомобиля, да и с 44 пассажирами, не мог затормозить так же быстро, как легковой автомобиль, и его тормозной путь гораздо длиннее". Суд также констатировал и тенденциозность слов полицейских, которые пытались оправдать свои неадекватные действия такими утверждениями: "Сказал коллеге, что нужно сделать правый поворот своевременно и чтобы автобус не въехал сзади".
 
Дорожники тоже с видеокамерами

Для борьбы с такими прецедентами и коррупцией в машинах полицейских теперь тоже стоят видеокамеры, а с февраля нынешнего года дорожные патрульные будут прикреплять камеры и к форменной одежде. 
 
В декабре 2017 года дорожная полиция приобрела 206 индивидуальных камер. Представитель ведомства Симона Гравите рассказала, что от полицейских будут требовать фиксировать видеокамеру на своей форме на видном месте и включать при общении с водителями. Камерами снабдят патрульных и в столице, и в регионах. Пока же остается еще уладить различные формальности и утвердить внутренние нормативные акты. "Например, упорядочить вопрос о том, как именно сотрудник использует камеру, находясь на посту, а также обучить самих сотрудников обращаться с нею", — пояснила Гравите.

"Цель использования этих камер — не только искоренение риска коррупции, но они в большой мере защитят и интересы именно полицейских. В случае необходимости эти записи можно будет использовать как дополнительные доказательства".

Государственная инспекция данных не считает использование видеокамер полицейскими нарушением законодательства. Вести видеонаблюдение за гражданскими лицами в интересах общества полиция имеет право, говорит начальник отдела инспекции по надзору за обработкой личных данных Янис Каршениекс в интервью "Латвийскому радио": "Их главная функция — предотвращать преступления, раскрывать, так что для снижения рисков коррупции среди сотрудников госполиции есть право проводить обработку данных о лицах и их действиях".

В интересах общества — убедиться, что уплаченный нарушителем штраф попадет в госбюджет, а не, например, в карман нечестного полицейского, сказал он. А если наказанный штрафом не согласен с действиями полиции, он может использовать запись, чтобы оспорить наказание.

Но важно, подчеркивают в Инспекции данных, чтобы видеорегистраторы включались именно во время общения с нарушителем, в случаях, когда полицейский усматривает административное правонарушение со стороны водителя. Вести видеонаблюдение "в режиме 24/7" будет нельзя.

"Чтобы не вышло так, что, например, сотрудник дорожной полиции, стоя на обочине, со включенной камерой собирал данные о других лицах, которые вообще никаких нарушений закона не совершали", — подчеркнул Каршениекс.

Покупка приборов обошлась ведомству в сумму свыше 100 000 евро.

209 реакций
209 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Дыхание Севера: в четверг усилится ветер и пойдёт снег

В ночь на четверг в Латвии осадков не ожидается, а облачность будет небольшая, прогнозируют синоптики.

В ночь на четверг в Латвии осадков не ожидается, а облачность будет небольшая, прогнозируют синоптики.

Читать
Загрузка

Если Служба государственных доходов применила залог и наложила запрет на продажу недвижимости без ее разрешения

На вопросы читателей отвечает индивидуально практикующий юрист Карина Плауде

На вопросы читателей отвечает индивидуально практикующий юрист Карина Плауде

Читать

Так за что лишили? Фигуристка Дробязко оспорила лишение её литовского гражданства

Знаменитая литовская фигуристка Маргарита Дробязко, выступавшая в танцах на льду со своим супругом Повиласом Ванагасом, подала жалобу относительно лишения гражданства, которое Литва ей предоставила в порядке исключения и аннулировала в прошлом году, сообщает литовское издание obzor.lt.

Знаменитая литовская фигуристка Маргарита Дробязко, выступавшая в танцах на льду со своим супругом Повиласом Ванагасом, подала жалобу относительно лишения гражданства, которое Литва ей предоставила в порядке исключения и аннулировала в прошлом году, сообщает литовское издание obzor.lt.

Читать

В Латвии слишком много аптек! Нам сколько нужно? Комментарий эксперта

«Всего в Латвии 822 аптеки, включая филиалы», - говорит Зане Дзиркале, соучредитель аналитического центра „Устойчивость системы здравоохранения“ и дипломированный фармацевт. Об этом она рассказала в интервью «Пресс-клубу» телеканала TV24 и привела в пример Норвегию, отметив, что в Латвии слишком много аптек, пишет la.lv

«Всего в Латвии 822 аптеки, включая филиалы», - говорит Зане Дзиркале, соучредитель аналитического центра „Устойчивость системы здравоохранения“ и дипломированный фармацевт. Об этом она рассказала в интервью «Пресс-клубу» телеканала TV24 и привела в пример Норвегию, отметив, что в Латвии слишком много аптек, пишет la.lv

Читать

И в третий раз бросил старик в море невод: Дом Москвы снова не продали

Государственное акционерное общество "Valsts nekustamie īpašumi" (VNĪ) в третий раз не смогло заинтересовать потенциальных инвесторов в ходе аукциона по продаже Московского культурно-делового центра в Риге на улице Марияс 7, известного как Дом Москвы. Об этом сообщает агентство LETA со ссылкой на портал электронных аукционов izsoles.ta.gov.lv.

Государственное акционерное общество "Valsts nekustamie īpašumi" (VNĪ) в третий раз не смогло заинтересовать потенциальных инвесторов в ходе аукциона по продаже Московского культурно-делового центра в Риге на улице Марияс 7, известного как Дом Москвы. Об этом сообщает агентство LETA со ссылкой на портал электронных аукционов izsoles.ta.gov.lv.

Читать

Эстония запускает свой первый коммерческий спутник

В начале 2026 года в космос должен отправиться первый коммерческий спутник Эстонии. Эстонские компании Spaceit OÜ и Golbriak Space OÜ вместе с венгерской компанией C3S LLC подписали соответствующий договор с Европейским космическим агентством (ESA).

В начале 2026 года в космос должен отправиться первый коммерческий спутник Эстонии. Эстонские компании Spaceit OÜ и Golbriak Space OÜ вместе с венгерской компанией C3S LLC подписали соответствующий договор с Европейским космическим агентством (ESA).

Читать

Латыши страшно запуганы своими же «активистами»: Евгений Гомберг о памятниках и не только

«Барклая сняли, постамент убрали, а скамеечки то – которые были частью архитектурного ансамбля – остались. И теперь скамеечки агитируют за российский империализм, так получается?» - с меценатом Евгением Гомбергом мы поговорили о только что выпущенной им книге «Всадник и другие», и о всяком другом.

«Барклая сняли, постамент убрали, а скамеечки то – которые были частью архитектурного ансамбля – остались. И теперь скамеечки агитируют за российский империализм, так получается?» - с меценатом Евгением Гомбергом мы поговорили о только что выпущенной им книге «Всадник и другие», и о всяком другом.

Читать