Вначале между послами Украины и России в студии возникли длительные препирательства, перемежающиеся репликами других гостей передачи, по поводу роли России в происходящем на Донбассе и присутствия российских военных, которое посол РФ Александр Вешняков отрицал.
Затем политолог Виктор Макаров, советник министра иностранных дел, заявил: можно долго спорить о том, в каком именно качестве находятся на территории самопровозглашенных ЛНР и ДНР российские военнослужащие – но они там находятся, в этом убедилось международное сообщество, и теперь вопрос – в том, как же завершить затянувшийся конфликт.
«Ключ к решению украинского конфликта сейчас находится в руках России – ей ничто не мешает со своей стороны перекрыть границу с Украиной и прекратить свободное перемещение людей, оружия и транспортных средств через нее», – подчеркнул Макаров.
Его мнение поддержал Андрис Спрудс: "Мы можем очень долго говорить о каких-то пунктах Минских соглашений, но в конечном счете решить вопрос могут политическая воля и принуждение. Политическая воля, я бы сказал, с украинской стороны – потому что она сейчас заинтересована быть белоснежной, незапятнанной, чтобы ее нельзя было критиковать вообще ни за что.
Думаю, украинская сторона даже должна идти в какой-то мере в одностороннем порядке, соблюдая все эти договоренности и реализуя законодательство в жизнь. Но с другой стороны – без России и, к сожалению, без принуждения в виде санкций ничего тоже не удастся сделать. Поэтому Минские соглашения – они лежат в контексте европейско-российских отношений».
Посол РФ Александр Вешняков особо отметил: оговоренное Минскими соглашениями предоставление Украиной особого статуса Донбассу – это «не отделение, а особый статус региона в составе Украины».
«Власти Украины должны проявить политическую волю, последовательно выполняя эти (Минские) соглашения так, как они записаны, – заявил Вешняков. – Если вы говорите о принуждении, о санкциях, то это – путь в тупик. Они уже действуют почти два года. Что, из-за этого российская внешняя политика изменилась? Не изменилась. Или российская экономика развалилась? Не развалилась. (…)
Россия – исторически европейская страна, и мы должны быть вместе с Европой, вместе решать вопросы – политические, экономические, культурные – в том числе такие спорные, как сейчас», – сказал посол.
Виктор Макаров прервал его: «…Но создала проблемы Украине и поддерживает всё то ужасное, что там сейчас происходит, Российская Федерация.
– Не согласен! – заявил Вешняков.
– Понимаю, это ваш долг – не соглашаться, но – вы создали эту проблему, вы поддерживаете эту проблему близко к точке кипения и, поставив Украину в практически безвыходное положение, указываете: а почему вы не выполнили вот это.
Да, все должны выполнять Минские договоренности! Но есть одна страна, у которой – ключ к решению проблем, и эта страна – Российская Федерация. И пока она не примет решение дейтсвительно всем силами способствовать решению проблем – боюсь, всё будет очень тяжело идти вперед».
«Есть одна страна, у которой ключ к решению этой проблемы – Украина, - парировал Вешняков. – Если бы она не сделала тех роковых ошибок два года назад, в феврале, не было бы никакого Крыма в том виде, в каком мы его получили. (…) Это был государственный переворот, который привел к тем печальным последствиям, которые мы сегодня пожинаем.
И отсутствие диалога со своими представителями на местах и решения конкретных вопросов, в том числе по языку и других… Если бы был диалог – ничего бы тогда не произошло. Поэтому и сейчас нужен реальный диалог с реальными представителями, которые там живут и жили там всю жизнь – вести его должны политические власти Украины».
«Хорошая позиция – за всё ответственно правительство Украины! - сказал в ответ посол Украины Евгений Перебийнис. – Почему-то Россия забывает о том, что на Донбассе размещена 35-тысячная группировка, около 70% которой – граждане РФ. Как наемники, так и регулярная армия. Они имеют около 500 танков – больше, чем какая-либо из небольших стран Европы.
Поэтому я думаю, что позиция России, которая говорит: «Давайте договариваться», очень удобна, конечно – но конституционная реформа в Украине, если уж говорить о последовательном выполнении Минских соглашений, должна воспоследовать за прекращением огня и отводом войск с Донбасса».