«Некий пользователь фейсбука, с неприязнью ожидающий «дня победы» 9 мая, который в очередной раз «украсит» Ригу чужими орденами и черно-бурыми георгиевскими ленточными червями, высказался, что в латвийской полицейской и тюремной системе много людей, открыто симпатизирующих путинскому режиму. Это, по его словам, появляется именно накануне 9 мая, когда к автомобильным зеркалам и на грудь крепятся полосатые банты, - пишет Элита Вейдемане в «Неаткариге».
«Назовите фамилии этих должностных лиц, которые не стесняются делать это? Но конкретно, пожалуйста!» – попросила я у писавшего. «Конкретно дело обстоит так, что мне с ними вместе работать...», – ответил он. Я подбодрила его тем, что его имени разглашать не буду.
«Были некоторые руководители отделов, у которых на столе в рабочем кабинете стоял российский флаг. И в этих структурах таких уже готовых "зеленых человечков" много... Какой смысл в именах – в полиции и тюремной системе полно таких типов, – ответил мой собеседник. -Тот человек, с которым я знаком, не из самых ядовитых экземпляров, но 9 мая ему нравится этот бантик демонстрировать... Желаю удачи, в Риге скоро будет полно празднующих».
Я так и не поняла – в какой именно области у меня должна быть удача? В высматривании колорадских ленточек? И что делать, если я вдруг их замечу? Доставать из сумочки ножницы, которые я на всякий случай всегда ношу с собой? И давай резать и резать пугающие банты... Так, что ли?
Но ведь они, как головы дракона, после отрубания снова появятся – новые и свежие... Конечно, мы можем бороться и резанием, но это непродуктивный способ.
В прошлом году после пьянки на 9 мая, которая традиционно имела место у так называемого памятника победы, министр культуры Даце Мелбарде (Национальное объединение) признала, что это печально: в Латвии велика часть общества, для которой символы российского государства важнее, чем латвийского. И не только это.
«Тревожно, что торжества "дня победы", состоявшиеся 9 мая в Парке победы, посетило много молодежи, получившей образование в латвийских школах», – сказала Даце Мелбарде.
Действительно странно: молодежь, учившаяся в латвийских школах вроде бы по общим учебным программам, которыми предусмотрено и воспитание в государственном духе, посещают мероприятие, на котором прославляется победа одних преступников над другими.
Отношение Даце Мелбарде как министра культуры к этому показалось симпатичным и достойным внимания, поэтому я простодушно подумала: может быть, наконец-то что-то изменится и в общегосударственном отношении к отмечанию «праздника победы», который по сути представляет собой черное оскорбление для тех, кто тяжело пострадал «благодаря» как первой, так и второй советской оккупации.
Однако до сих пор ничего не произошло, государственного отношения нет, доминирует трусливая прохладца, и до сих пор единственные замечания и предупреждения со стороны нашего правительства поступали лишь в связи с 16 марта: мол, пойдете вместе с латышскими легионерами, выкинем из правительства!
Неужели какого-нибудь министра вышвырнули бы из служебного кресла и в том случае, если бы он пошел 9 мая возложить букет красных гвоздик к монстру в Задвинье?.. Комическое, конечно, близко к трагическому, и демонстрация такого мнения вовсе не столь уж невозможна.
А это потому, что латыш, с муками (и то не во всех случаях) выбравшийся из холопского сословия, господином так и не стал. Вписанная в менталитет латыша холопская осторожность не дает ему ввязаться в конфликт, в котором он, возможно, проиграет.
Мой собеседник из «мордокниги» – явное тому доказательство. И его не за что винить, так как это латышская кровь ему шепчет: не говори тому начальнику, что он со своим российским флажком на рабочем столе и с ленточным червем в петлице по сути – «клиент» Полиции безопасности. Если ты так скажешь – считай, что твои дни на работе сочтены...»
Наверняка и в этом году после 9 мая будет, как всегда: какой-нибудь известный в обществе человек поужасается по поводу толп молодежи, которая, наколовшись на пропаганду Кремля и местных кремлядей, носится по Риге в гимнастерках и пилотках российской армии и целует руки орденоносным шутам, выдающим себя за героев «великой отечественной войны», хотя по годам они вовсе не могут ими быть.
Очевидно, все останется по-старому: сегрегированная система образования, допускающая разную трактовку истории в латышских и русских школах, люди из правительства, делающие вид, что все в порядке, и наше собственное тихое бессилие в те моменты, когда необходимо резкое действие. Хотя бы в виде ножниц".
Комментарий press.lv: Хочется повторить вопрос, "заданный" мальчиком с фотографии: "Тётя Элита, а ты ж вроде нестарая еще женщина? Не настолько старая, по крайней мере, чтобы учиться в улманисовской школе. Ты ж наверняка училась ещё в школе советской. Ну и где твои серп и молот? Нету? А с какой стати я тогда должен сакту носить 9 мая?"
"Холопская осторожность" латышей, о которой пишет Вейдемане, не помешала им успешно привить свои детям те ценности. которые они хотели, а не те, что проповедовала советская школа. Так с какой стати Вейдемане думает, что у русских нынче будет по другому? Что Даце Мелбарде или Карлис Шадурскис ей тут чем-то в силах помочь?