Накануне в Латвийской Национальной опере состоялась генеральная репетиция балета «Дон Жуан». Главной интригой постановки международной команды считалась музыка: Моцарта соединили с Шопеном. Неожиданным, впрочем, оказалось не только это…
Балет длится чуть меньше двух часов (два акта, с одним перерывом). Оформление - в стиле минимализм. Дыхание эпохи обозначено штрихами: средневековый мрамор, маски венецианского карнавала, зеркала, обрамленные золочеными рамами, шелк, бархат, парча…
Костюмы – между «там» и «здесь». Как и хореография. Одним словом: неоклассика. Летящие ткани, дрожащие изображения, ускользающие чувства…Просто, понятно и красиво.
Поставил спектакль кубинский балетмейстер Хулио Аросарена (заместитель художественного руководителя балета Мориса Бежара в Лозанне). Драматург – уже знакомая латвийской публике хорватский хореограф Валентина Турку, некогда танцевавшая в том же театре Бежара, автор 125 постановок балетов, опер и драматических спектаклей на разных площадках мира.
Моцарт и Шопен звучат в аранжировке Андрея Пушкарева, знаменитого музыканта-ударника, играющего в камерном оркестре KREMERata Baltica. Костюмы дизайнера Алана Хранителя, который разработал дизайн одежды для 375 проектов. Художник по свету – опытный бельгийский мастер Франсис Менар. Исполнение – отечественное. В ролях – лучшие артисты латвийского балета. Музыкальный руководитель –Мартиньш Озолиньш.
По замыслу драматурга Дон Жуан – образ темный, хотя, откровенно говоря, там все хороши. Донна Анна, имея возлюбленного, не видит ничего зазорного в том, чтобы провести ночь с первым встречным. Новобрачная, готовая бросить жениха ради страстного незнакомца. Донна Эльвира, поливающая Дон Жуана помоями на всех углах лишь для того, чтобы самой им завладеть. Верный слуга, и тот, якобы обиженный, предает хозяина, хотя раньше с удовольствием принимал участие в его любовных интригах.
А Дон Жуан – он, оказывается, такой же, как все. Он ищет любовь. В каждой женщине. И все не находит ее. Он соблазнитель, но – раб любви. В итоге груз темного прошлого все сильнее давит на его душу, тени покинутых женщин не дают покоя, но - появляется светлый образ, который очищает его душу и усыпляет навсегда под бессмертную музыку Шопена.
…Как оказалось, два гениальных композитора прекрасно дополняют друг друга. Музыкальные линии гармонично переплетаются: мощные порывы страстей, бушующие под музыку Моцарта, плавно стихают, как только появляется Та, которую в каждой женщине ищет великий соблазнитель. Луч света - ласковый, нежный и сильный, как мелодии Шопена.
Хореография под стать музыке – движения, иногда необычные, новые, легко сплетаются с классическими па. Особенная роль отведена в этом балете рукам – они играют одну из отдельных и заметных ролей. Всё вместе, получилось, изящно, страстно, интригующе. В итоге жалко всех. Всех, кто любит…
Елена СЛЮСАРЕВА
Фото Андриса Тоне