"Меня не интересует прошлое. Я строю будущее.
Я услышал эту фразу в частной беседе. Какой смысл сейчас зацикливаться на истории, важнее жить, не оглядываясь назад.
Я вспомнил об этом, когда прочитал в газетах, что некоторые влиятельные люди предложили изменить некоторые географические названия. Причина политическая: на уличных указателях оказались "неправильные" названия и имена.
Во всем мире принято называть общественные места в память о важных людях. У нас тоже главная улица столицы названа в честь маршала Густава Маннергейма. Алвар Аалто, Урхо Кекконен, Юкки Паасикиви, Вяйнё Таннер, Мауно Койвисто, Жан Сибелиус и десятки других деятелей, повлиявших на историю страны, также получили "свои" улицы и парки.
Памятники рассказывают об истории, как хорошей, так и плохой. Так и в память о Гражданской войне есть памятники и красным, и белым. Каким бы болезненным событием ни была эта война в душе нации, важно, что она не замалчивалась.
Но может ли нация изменить свою историю, некоторые страны говорят о контроле над прошлым.
Не лучше ли нам сделать акцент на знании истории, а не замалчивать знание нашей истории.
Как изменится история, если памятники будут свергнуты? Вещи, которые произошли когда-то в прошлом, все еще существуют. Мы можем молчать о том, что произошло, но история остается историей.
Свержение памятников также работает против своей цели. Если наша память будет стерта, новые интерпретации исторических событий будут невозможны. Да и возможно ли после этого сказать, что было бы, если бы все было сделано по-другому?
Не лучше ли нам сделать упор на исторические знания, а не заметать знания о нашей истории под ковер? И сейчас речь идет не только о памятниках.
Сохранение исторических сооружений - это понимание того, как переплетаются прошлое и будущее.
В Хельсинки идут дебаты о том, правильно ли сносить старую плотину (вы перешли на другую службу), которая позволила 150 лет назад построить на этом месте электростанцию. Является ли производство чистой электроэнергии историей, которую стоит беречь, или это вопрос неактуальный. Плотина находится на месте, где шведский король Густав Ваза основал Хельсинки. Является ли основание Хельсинки важным историческим событием или это лишь одно из многих?
Сохранение исторических сооружений - это понимание того, как переплетаются прошлое и будущее. В Риме есть Колизей, в Афинах - Акрополь. Они не были снесены, хотя городу нужно место для новых зданий.
Одним из признаков цивилизованной страны является то, что памятники не сносятся, а культурная среда не разрушается. Именно поэтому на Сенатской площади Хельсинки до сих пор стоит статуя российского императора Александра II.
Статую Ленина, главного деятеля российской большевистской революции, в Турку перевезли из парка в музейный склад, чтобы спрятать от посторонних глаз. Но сам Ленин не исчез из истории Финляндии. Великие державы пали, но их памятники остались.
От свержения статуй до изъятия книг и уничтожения архивов совсем немного. Иные люди уже начинают подчищать тексты давно написанных художественных произведений (вы переходите на другой сервис), чтобы сделать их политкорректными. Хотя эта болезнь еще не распространилась повсеместно, ее стоит отметить.
Мы не можем изменить историю. Но мы можем учиться у истории. Поэтому и статуи следует оставить на месте".
Лаури Контро.
На фото: Памятник императору Александру II в Хельсинки. (Википедия).