О парадоксальных, порой, решениях, принимаемых новой думской коалицией, рассказывают депутаты Рижской думы Андрей Козлов и Михаил Каменецкий.
- «Ковид», меры безопасности, санкции – все эти факторы не способствует улучшению экономической стабильности в стране. Вопрос прост – а что делать?
Андрей КОЗЛОВ: Я бы хотел отметить только что опубликованные показатели деятельности транзитной отрасли. Объем перевалки грузов в Рижском порту упал на 30 процентов, в Вентспилсе – на 40%. Конечно, можно было бы говорить и о «коронавирусе», о геополитических каких-то вещах, но давайте сравним показатели деятельности портов в других странах, в том числе, соседних.
Так вот, там такого большого падения оборотов нет! Зафиксировано падение порядка 5% процентов. Очевидно, латвийские антирекорды в транзите - результат «реформы», проведенной правительством, по перенятию портов под управление государства. И результат понятен. Не понятно только, кто будет отвечать за эти потери, потому что они огромны, исчисляются миллионами евро. Они гораздо масштабнее тех возможных нарушений, которые (здесь речь идет о, максимум, десятках тысяч евро) теперь государство пытается отсудить у бывших членов правления портов.
- Скандал с пропусками в Рижскую думу, который уже стоил поста министру защиты среды и регионального развития, не стихает, а скорее, наоборот?
Андрей КОЗЛОВ: После скандала с министром Пуце, который хотел получить разрешение на парковку у своего коллеги из Рижской думы, его сопартийцы из новой думской коалиции, очевидно, решили сделать реверанс и извиниться перед людьми. Своеобразным способом. Они решили вообще всех лишить пропусков на стоянку.
Может быть, они хотят показать, что если министра лишили пропуска, то и всем надо от них отказаться? Трудно угадать мотивы этого решения, может, они надеятся, что все депутаты пересядут на велосипеды или на общественный транспорт? Хотя это и подается под соусом, что произойдет экономия бюджетных средств, на самом деле, такого не будет.
За пропуски одна организация самоуправления – Рижская дума – перечисляла деньги другой организации – Rīgas Satiksme, то есть, «из одного кармана в другой». Так что, никакой экономии тут не будет.
Я бы хотел обратить внимание читателей на другое событие, тоже связанное с общественным транспортом. Гении IT-отрасли не удержались и предложили, как решить вопрос с системой оплаты проезда в общественном транспорте.
Идея, кстати, уже выиграла в конкурсе за 200 000 евро, правда, не обошлось без скандала: фирма, которая выиграла конкурс и займется внедрением системы, была спонсором одной из коалиционных партий. Говорят, на результате конкурса партийная принадлежность никак не влияла… Верю. Но хочется отметить другое.
Итак, как выглядит это IT-решение для общественного транспорта, которую собираются внедрить в общественном транспорте. Особо можно поздравить пенсионеров, например, или разные группы малообеспеченных жителей и гостей столицы. Согласно предлагаемому проекту, чтобы ездить в общественном транспорте, пассажиру придется иметь приличный мобильный телефон, смартфон, точнее говоря, с интернетом, на который можно будет (и нужно будет) скачать мобильное приложение, позволяющее прочитать QR-код. Удобно, не так ли?
Удивляться здесь нечему. Ради нескольких единиц велосипедистов (зимой!) создали невыносимые условия для передвижения по улице Чака общественного и личного автотранспорта.
Теперь, похожее хотят произвести в самом общественном транспорте – сделать его максимально неудобным для большого количества рижан. Чем была плоха привычная уже система расчета по «Карте Рижанина»? Здесь, видимо, прогрессивная коалиция из Рижской думы намерена не отставать от самых продвинутых стран мира. Мнения рядовых жителей их не интересуют.
- А если говорить о политических последствиях?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Все эти неприятности, которые начались у правящих, они вызвали, прежде всего, панику. И первым запаниковал председатель думы. Когда выяснилось, что министр регионального развития незаконно пытался получить парковочное разрешение, градоначальник заявил, что «начнет дискуссию о целесообразности этих пропусков».
На мой взгляд, если нечистый на руку министр сделал какие-то незаконные действия, надо сначала разобраться в этом, а потом уже «дискуссии начинать». Прогрессивные велосипедисты, конечно, подхватили инициативу градоначальника и пошли еще дальше – они заявили, что все пропуска они отменят. При этом, непонятно, как: ведь правила транспортных преференций депутатам думы установлены в законе. Но дело не столько даже в пропусках. Все гораздо серьезнее.
Депутат Мичеревский заявил, что происходит незаконное финансирование партий. «Прогрессивные» отреагировали немедленно, заявив, что прекратят все отношения с «Латвияс аттистибай», если вдруг подтвердятся серьезные нарушения. Ну что же, настало время. Сейчас «Прогрессивным» надо принимать решение. Мичеревский утверждает, что незаконное финансирование было.
Пуце говорит, что ничего подобного не было – никому он денег не давал, и знать ничего не знает. Сейчас «Прогрессивным» нужно принять решение – кому они верят. Если верят Пуце – значит, надо выгонять из фракции Мичеревского, как того хочет Пуце. Если они верят Мичеревскому и не верят Пуце, то надо принимать те решения, которые они проанонсировали.
И если сейчас они скажут, что-то типа «подождем решение KNAB, потом, суда» (понятно, что это произойдет лет, эдак, через 5), то всем будет понятно, что их громкие заявления были сотрясением воздуха. Другое дело, не поторопились ли они со своим первым заявлением? Но это уже к вопросу об из политической компетенции, в целом.
Есть еще один момент, на который следует обратить внимание: у меня иногда возникает вопрос, а сколько бы голосов набрали бы эти «Прогрессивные» в Рижской думе без политтехнологической и не только (и не столько!) усилий того же господина Яунупса. Вот это вопрос!
Еще пару слов хочу сказать о речи нашего президента на 18 ноября. Она была прекрасна. Я вырву из контекста одну фразу, поскольку, она не менее прекрасна, чем вся речь: «В следующем году мы будем еще сильнее!». Я за господина Левитса позволю себе эту фразу дополнить: «В следующем году мы будем не только еще сильнее, но и еще богаче. Но, правда, не все».
Андрей Антонов.