От удара по голове бутылкой пострадал сын Яны, ученик первого класса. Мальчик позвонил маме в слезах и рассказал, что его ударили.
«Ребенок позвонил мне. У него был телефон. Плакал и просил, чтобы я забрала его со школы. Сказал, что голова кружится. Связалась с учителем, спросила – что случилось? Учительница сказала, что все в порядке, но если я хочу, то могу забрать ребенка домой. Учительница в принципе не считала, что что-то произошло. Она не вызвала неотложку и не позвала медсестру», - рассказывает мама пострадавшего мальчика.
Удар по голове произошел во время перемены. Приехав за сыном Яна отвезла его домой. «Я поверила словам учительницы, поэтому думала, что с ним все хорошо. Наверное, я была слишком наивной. Наверное, нужно было сразу везти его ко врачу», - говорит она.
Через какое-то время ребенку стало плохо и родители отвезли его в больницу, где врач констатировал сотрясение мозга. После этого мама отправилась в школу на разговор с администрацией.
«Я, например, не слышала никаких предложений о том, что можно сделать, чтобы подобные драки больше не повторялись. Определенно следовало созвать родительское собрание, где о таких вещах нужно было поговорить со всеми родителями. Так как встреча не состоялась, я написала в группу родителей, что произошел такой инцидент, драка. Классный руководитель и другие отнеслись к этому так, как будто я говорю с ненавистью, но на самом деле я просто информировала, потому что считаю, что родители должны знать о таком инциденте», - рассказала Яна.
Интересно, что родители второго ребенка не желают брать на себя ответственность за случившееся и не согласны оплатить счета за лечение.
«Они не чувствуют себя виноватыми и не хотят помогать. Чувствуют себя не виноватыми, а пострадавшими», - считает Яна.
Руководство школы же уверено, что инцидент был рассмотрен как полагается. Детей, участвовавших в нем, пригласили на беседу, поговорили с родителями и одноклассниками.
«Конфликты в школе конечно же бывают, но от нас, взрослых, зависит как быстро и эффективно мы их разрешаем. Мы работаем над этим и информируем родителей», - говорят Вия Пойкане и Индра Чижевска – директор и социальной педагог школы.
Администрация школы уверена, что удар бутылкой по голове был необдуманной ответной реакцией.
Государственная инспекция по защите прав детей (VBTAI ) согласна с мнением матери потерпевшего - необходимо провести собрание с участием родителей всех детей, чтобы проинформировать их о том, как говорить с детьми о поведении.
«Нужно говорить с родителями, чтобы они рассказали детям о границах каждого человека. Следует напомнить, что границы и права каждого человека, в том числе и ребенка, заканчиваются там, где начинаются границы и права другого человека. Родителям надо сказать, чтобы в семье тоже об этом говорили. Школьный персонал должен четко понимать, как говорить с детьми о поведении. Надо сказать, что нельзя бить по голове. Например, следует сказать, что не следует изо всех сил бить в плечо при игре в салки. Это нюансы, которым дети в этом возрасте еще учатся. Ребенок может не осознавать, что удар головой может иметь такие последствия. Нужно говорить о причинно-следственных связях с детьми. И говорить следует не формально, а так, чтобы дети могли понять», - говорит заместитель руководителя VBTAI Валентина Горбунова.
Если сотрудники школы считают, что исчерпали все ресурсы в попытке примирить конфликтующие стороны, можно прибегнуть к услугам медиатора или пригласить эксперта «со стороны», например, муниципального специалиста по правам ребенка.
«Школу нельзя оставлять наедине с этой проблемой, а родители с обеих сторон должны показывать детям пример, как разрешать конфликты, а не обострять их», — считает Горбунова.
Она также отмечает, что если ребенок пожаловался на здоровье, нужно сразу же показать его школьной медсестре или вызвать «неотложку». На вопрос, почему пострадавшего ребенка не осмотрела школьная медсестра, представители школы заявили, что мальчик не сказал, что его ударили по голове.