Звонок поступил в редакцию «Фонтанки» из Фрунзенского района. Рядом со станцией метро «Международная» продается дешевый творог. И все бы ничего, но этот творог горит, как факел. И при этом плавится. А порядочный творог так себя вести не должен. В редакции изумились — и отправили на «Международную» десант с заданием повторить опасный эксперимент.
В автолавке, уютно примостившейся в арке жилого дома на Бухарестской улице, съемочная группа «Фонтанки» приобрела два образца. Ценники сообщали, что это «Творог Славянский, 5%» и «Творог Псковский, 9%». Цена ласкала глаз: 105 и 115 рублей за килограмм. Продавец подтвердила очевидное: обычно к вечеру местные жители раскупают все.
«Но вы же понимаете, что, судя по цене, это не настоящий творог», – предупредила продавец. И без возражений выдала сертификат, прилагавшийся к «Славянскому» и «Псковскому». Оказалось, что производитель — ООО «Лев-Толстовский молочный завод» – не придумывает отдельных имен каждому своему продукту, а выдает документы чохом на всю линейку – «творожный продукт «Фермерский» с массовой долей жира 4 – 35%». Таким образом, «творог «Псковский» не имеет никакого отношения ни к Пскову, ни к творогу. И ГОСТы на него не распространяются. Тем не менее согласно ТУ молочного жира даже «творожном продукте» должно содержаться не менее 50%.
Чтобы проверить слова читателя, была использована туристическая газовая горелка и пара столовых ложек. Эксперимент провели прямо во дворе дома, у которого встала на якорь автолавка.
Творожный продукт «Фермерский» 5-процентной жирности под действием высокой температуры подымил с легкими нотами пластика и скукожился. Его 9-процентный собрат отреагировал радикальнее. С минуту он испускал густой белесый чад, не хуже дымовой шашки, отплевывался белыми крупинками, а потом вспыхнул — без прямого контакта с огнем. Горел «творожный продукт» задорно и долго, с устойчивыми и высокими язычками пламени. В процессе горения превращался в черную маслянистую жидкость с отнюдь не молочным химическим запахом. На пятой минуте этого завораживающего зрелища из окна квартиры в верхних этажах дома раздался голос сердитой старушки: «Что это вы тут жжете?!»
«Творожок...» – ответил корреспондент «Фонтанки», пугаясь собственного признания. «А разве творожок горит?» – удивилась невидимая старушка. Но больше вопросов не задавала.
На десятой минуте эксперимента съемочная группа решила не искушать судьбу и затушила «творожок». На испытательной ложке застыла бурая лаковая пленка.
Начальник отдела контроля качества продукции по обращениям потребителей СПбГУ "Центр контроля качества" Лариса Шаповалова выслушала историю о подозрительном «твороге», оказавшемся по документам «творожным продуктом», и отметила, что ни нагревание, ни сжигание не может считаться способом его проверки. Выяснить что-либо наверняка можно только в лабораторных условиях. Но лаборатория сможет определить только процентное соотношение молочных и растительных жиров. Выяснить, что именно использовал производитель в качестве суррогата, смогут разве что в специализированной лаборатории Института питания РАМН в Москве.
«Фонтанка» обратилась в аккредитованную испытательную лабораторию пищевых продуктов, сырья и материалов ФГУ "Тест-С.-Петербург". Здесь проверяют качество практически всего — от подгузников до автомобильного топлива. И 50-граммовый образец «Творога «Псковского» 9%-ного» проанализировали менее чем за 8 часов. Идентификация жировой основы показала, что продукт на 100% состоит из заменителей молочного жира. То есть не является даже «творожным продуктом».
Автор рецептуры горючего «творожка» – ООО «Лев-Толстовский молочный завод» – функционирует в Липецкой области с 1961 года. Портал «Деловая сеть – Тула» сообщает, что его продукция активно продается во многих регионах страны. Кроме Петербурга, в перечень попали Москва, Тверь, Орел, Нижний Новгород, Пермь, Брянск, Саратов, Омск и Челябинск.
«Фонтанка» дозвонилась до начальника цеха «Лев-Толстовского молочного завода» Екатерины Копытовой. И выяснилось, что ни ценник, ни сертификат соответствия, предложенные продавцом в автолавке на Бухарестской улице, не отражают истинной сути продукта. «Творожный продукт мы больше не поставляем. Если бы вы потребовали предъявить этикетку на транспортной таре, то на ней должно быть написано «творожная паста», – сказала Екатерина Копытова. – Она состоит на 100% из заменителя молочного жира. Из какого именно — я вам не скажу, потому что это коммерческая тайна. Это заменители молочного жира разных производителей, на них есть декларации, они разрешены Роспотребнадзором». Начальник цеха отметила, что продукт может приносить пользу, так как содержит молочнокислые микроорганизмы. «Эту пасту у нас берут не только для розничной продажи, но и для производства глазированных сырков и кондитерских изделий», – отметила начальник цеха. И подчеркнула, что сжигание творога в столовой ложке не может считаться аналитическим методом.
По этому пункту с «Лев-Толстовским молочным заводом» согласна главный технолог молочного завода «Лосево» Ольга Путинцева: «Прежде всего следует отметить, что данный способ определения натуральности творога не совсем корректен. Растительные жиры определяются лишь на уровне аминокислотного состава. Но если вы все же решитесь на это, то настоящий творог ни в коем случае не должен стрелять, плавиться и тем более иметь посторонний пластиковый запах. Творог без растительных жиров сначала будет пахнуть запеканкой, а потом подгоревшим молоком. И обязательно в конце у вас должен остаться уголек». Путинцева отмечает, что настоящий творог видно по ценнику. Для производства 1 кг в среднем нужно 7,5 литра молока. По Ленинградской области 1 литр сырого молока стоит 25 – 27 рублей. «Добавим стоимость закваски, упаковки, доставки, зарплату сотрудников и т. п. Следовательно, не стоит рассчитывать на настоящий творог, если вы его купили дешевле, чем за 250 рублей за кг», – говорит главный технолог.
«Творог, который продают на развес из ведра, чем только не разводят, – говорит заместитель гендиректора молочного завода «Пискаревский» Георгий Житмарев. – У пальмового масла 2 тысячи фракций, в диапазоне от божественного нектара до страшного яда. Нектар, конечно же, стоит в 100 раз дороже. О пользе пальмового масла нам рассказывают на примере какой-нибудь красной фракции. А используют масло из стволов и веток. А их обрабатывают дустом от вредителей, да и для получения масла используют химию. И все это везут в город под видом фермерских продуктов».
Но, если следовать букве закона, в истории со странным «творожком из спального района» все нарушения на совести продавца, а не производителя. «Во-первых, на ценнике товар был обозначен как «творог», а в документах — как «творожный продукт», это уже статья КоАП РФ «Обман потребителя», – говорит председатель CПб ООП "Общественный контроль" Всеволод Вишневецкий. – Но, приобретая творог на мелкорозничных рынках или в автолавках, вы фактически все риски берете на себя. Во-первых, на ведрах, в которых продают этот «творог», как правило, нет никаких этикеток — только ценник, воткнутый прямо в продукт. Во-вторых, вы не докажете факта покупки, если творог фасуется в безымянные пластиковые пакеты без чека. И не сможете пожаловаться в Роспотребнадзор».
Всеволод Вишневецкий подтвердил, что, если продукт сделан не по ГОСТу, а по ТУ, производитель не обязан сообщать его состав. А такое понятие, как «творожная паста», и вовсе не подчиняется никаким техническим условиям — ее производители придумали недавно, чтобы еще больше сэкономить на сырье. Достаточно пройти минимальную проверку безопасности в любой аккредитованной лаборатории — и можно запускать в продажу. «Никакой эксперимент на газовой горелке не может говорить о качестве или безопасности продукта, – говорит Вишневецкий. – Но на сегодняшний день у нас нет гостированной методики определения, из каких именно заменителей молочного жира сделан продукт. Поэтому я советую ориентироваться на цену — для творога это не менее 240 рублей за килограмм. И покупать молочные продукты только в заводской упаковке. Для других продуктов питания тоже есть справедливая рыночная цена. Фермерский продукт по определению должен стоить в 2 – 3 раза дороже, чем заводской, потому что издержки частника гораздо выше, чем у большого завода. Настоящий фермерский творог должен стоить 600 – 700 рублей за килограмм. А если потребитель хочет за три копейки купить продукт, он должен понимать риски».