Украинских львов специально не кастрируют, иначе они могут потерять свое основное мужского достоинство
В Рижском цирке, открывшем свой 126–й сезон, стартовала новая программа с говорящим названием "Империя львов". И хотя в представлении принимают участие и других братья меньшие, основное внимание публики, понятное дело, приковано к царям зверей. Их привезли в Ригу известные украинские артисты Вероника и Алексей Пинко. "Мы работали во многих странах, а до вас доехали в первый раз. Мы демонстрируем не укрощение животных, как было принято в начале XX века. Мы хотим показать, что со львами можно найти общий язык и любовью, и дружбой добиться их расположения", — отметили на пресс–конференции наставники грозных хищников.
Правда, премьеру программы омрачил скандал. Организация Dzīvnieku brīvība ("Свобода животных") устроила перед зданием цирка пикет, протестуя против выступления украинских дрессировщиков. Впрочем, политика оказалась тут вовсе ни при чем. Как заявил представитель Dzīvnieku brīvība Айварс Андерсонс, хищникам не место в цирке. Неподходящая среда, дрессировка, транспортировка и выступление перед публикой вызывают у них стресс, в результате чего они могут нападать на людей, в том числе даже на своих дрессировщиков.
— За последние десятилетия в мире зарегистрированы сотни несчастных случаев, связанных с использованием животных в цирках, к тому же десятки случаев имели смертельный исход. В январе этого года во время выступления в Грузии один из львов супругов Пинко напал на участника труппы Романа Гулкина, который от полученных травм скончался. 24–летний парень несколько лет работал с Вероникой и Алексеем, а в 2010–м даже спас дрессировщика от нападения льва, — поведал Айварс Андерсонс.
Кстати, в Интернете на Youtube можно посмотреть пятиминутный видеоролик "Трагедия во Львовском цирке", который как раз показывает, что именно произошло в 2010 году. Видно, как на Пинко внезапно набрасывается один из его клыкастых воспитанников. Позже жена Алексея Вероника скажет, что эта дикая кошечка по кличке Персей неоднократно пыталась помериться силами с ее мужем. Слава богу, ассистенту, вооружившемуся пожарным брандспойтом, тогда удалось отбить у хищника его жертву. Укротителя доставили в больницу с многочисленными рваными ранами мягких тканей живота, нижних и верхних конечностей.
По сведениям украинских СМИ, лев, осмелившийся напасть на своего наставника, больше не принимает участия в программе: его отправили в Белогорский сафари–парк, расположенный в Крыму. Удивительно то, что Алексей продолжает выступать. Хотя далеко не все дрессировщики, пережившие нападение хищных зверей, решаются снова встретиться с ними один на один на манеже. Однако бесстрашный Пинко не только нашел в себе силы вернуться на арену цирка, но и как ни в чем не бывало продолжает… класть голову в пасть африканской кошечки. Поразительное хладнокровие.
Конечно, пикет, устроенный возле Рижского цирка, не остался незамеченным со стороны руководства последнего. Тем не менее отказываться от дрессированных зверей оно не намерено. Да и какой цирк без них. Ведь зрители специально приходят на представления, чтобы, с одной стороны, замереть от страха, а с другой — восхититься отвагой укротителей. Скажем, Алексей даже танцует вальс со львом, вставшим на задние лапы. Поистине смертельный номер. Ведь в любой момент приятель с гривой может его "обнять" чуть сильнее…
— Как вы можете прокомментировать пикет у Рижского цирка?
— Поскольку защитники животных пришли защищать львов, то мы можем их успокоить: ни в одном из эпизодов животные не пострадали, — улыбнулась Вероника. — Пострадали по своей глупости только люди.
— Говорят, что льва, который попробовал на зуб человеческое мясо, уже нельзя больше использовать на манеже, поскольку он вошел во вкус.
— Не знаем. Они у нас еще никого не съели и мяса не попробовали. А смертельный случай в Тбилисском цирке произошел из–за нарушения техники безопасности. Дело в том, что находиться в клетке со львами категорически запрещено. Это касается не только ассистентов, но даже дрессировщиков. Мы никогда не заходим. Это табу. Вольер — это их дом, их жизненно важное пространство. Там они отдыхают и не хотят, чтобы их кто–либо беспокоил. Другое дело — манеж. Это общее место, где все работают. Ассистент нарушил правило и зашел. Лев его приобнял, думая, что ему дали "игрушку".
Если бы вокруг никого из людей не было, то, скорее всего, парень остался бы в живых. Однако другие работники подняли шум. Лев подумал, что у него хотят отобрать его "добычу", которая оказалась на его личной площадке. Цари зверей — настоящие барахольщики. Каждый из них считает так: если ко мне что–то попало, то это уже мое. Это касается любого предмета — игрушки, бревна или просто какой–нибудь тряпки. Или, увы, человека. Проблема в том, что лев схватил помощника за шею и передавил позвонки, которые сломались. Мы до сих пор переживаем…
— Откуда львы?
— Все они из различных украинских зоопарков. Где появляются, там и берем. В цирках не работают животные, рожденные в дикой природе. Так что никакого ущерба ей мы вовсе не наносим. Причем наши львы — это уже третье поколение, рожденное в неволе. Как их зовут? Цезарь, Бонифаций, Рем, Геркулес, Алекс, Дукат и Торри. Им от пяти до одиннадцати лет. Все они из разных пометов.
— Геркулес, наверное, самый большой?
— Наоборот, самый маленький. Правда, когда он был еще крошечным, то и впрямь казался самым крупным. А потом его другие переросли. Зато он самый ручной, контактный и доброжелательный. Конечно, если бы мы их боялись, то не выходили на манеж. В целом их поведение предсказуемо. Мы чувствуем, в каком они настроении. Бывает, кто–то не выспался, кто–то не хочет выполнять трюк. Тогда приходится уговаривать немножко подольше, чем обычно.
— У вас все мальчики. Как они ладят друг с другом?
— Иногда они ругаются. А так слушаются своего лидера, Цезаря. Причем я не могу сказать, что он самый агрессивный. Наоборот, он максимально доброжелательно принимает молодежь, которая потом выходит на манеж. Но, конечно, сам Цезарь во всем подчиняется Алексею, который самый главный вожак. А я лишь добрая мама.
— Какой трюк самый опасный? Наверное, "размещение" головы в пасти?
— Нет, тут ничего особо опасного нет, поскольку пасть фиксируется руками, и в случае чего голову всегда можно вовремя вытащить. Наиболее опасный трюк — это танго. Тут льва никак не зафиксируешь. У него в пасти зубы, а на лапах — когти. Наши мальчики даже не кастрированы, то есть такие, как в природе.
— А почему вы их не кастрируете? Они наверняка метят территорию?
— Метят, но у них нет такого сильного запаха, как у котов. А если их кастрировать, то они потеряют свою гриву.
— Как вы стали дрессировщиками?
— Сами мы родом из Донецка. А база у нас в Харькове. Выступаем от Украинской цирковой госкомпании. Окончили Харьковскую академию культуры. Со львами выступаем последние 11 лет. А в цирке всего 20 лет. До этого были воздушными гимнастами. Потом появилось желание заняться дрессурой. Этому у нас нигде не учат. Во всем мире нет такого официального учебного заведения. В цирковом училище учат клоунаде, жонглированию, воздушной акробатике. Мы проходили стажировку у российского дрессировщика Вадима Канбегова.
— Где гастролируете?
— До Риги выступали в Одессе. А потом назад, на Украину. Не очень хочется, конечно, ведь там война…
Март ДМИТРИЕВ.
2 октября 2014. №40