По словам специалистов, пандемия заставила всех выйти из зоны комфорта. Психологически эта ситуация может работать в «обе стороны» - одних стимулирует, других приводит к «затуханию».
- Пандемия и неопределенность — то новое, в котором мы еще не привыкли вести себя по каким-то схемам и моделям. Есть те, у кого новое вызывает страх, тревогу и, может быть, даже панику, которая парализует их деятельность. Для других же это нормальное состояние, стимул для исследовательской деятельности. Они наблюдают за ситуацией, за собой в этой ситуации и для них это ситуация развития. (…) В психологии она называется методом включенного эксперимента, - сказал психолог, президент Российской академии образования Юрий Зинченко.
По словам президента Профессиональной психотерапевтической лиги Виктора Макарова, в последнее время психотерапевты все чаще наблюдают пациентов, страдающих херофобией и не верящих, что смогут вернуться в состояние счастья.
- В нашей практике всё больше токсичных людей и херофобов. Херофобия - страх счастья. Человек считает, что если сейчас он будет испытывать счастье, то потом наступит множество несчастий. И поэтому он говорит себе: «Пусть не будет никакого переживания счастья, но зато не будет и несчастий в моей жизни. Таким образом он и держится, избегая счастья. У психологически «непродвинутых» людей счастье — это своего рода побочное явление: что-то сделал, вот тебе счастье. Психологически «продвинутые» стремятся к счастью, которое мы считаем конечной целью психотерапии. Психотерапия — достижение состояния счастья, - рассказал Виктор Макаров сегодня, 25 ноября.
По мнению Виктора Макарова, в новых условиях важно научиться «жить на светлой стороне» - то есть рассматривать проблемы как новые возможности для себя и своего развития.