Эксплуататор и тиран
На ферме “Mežmaļi” эксплуатировали труд сразу двух человек. Весной 2016 года на работу приняли 60-летнего Гунара, а летом того же года Агриту того же возраста. Хозяин фермы Дайнис Гиптерс пообещал Гунару платить за уход за стадом из 46 коров и шести телят по 18 евро в день. Предусматривалась двойка два раза в день. Но договор они не подписали.
Гунар проработал много недель, но ему так и не заплатили. По словам хозяина, он не выручил денег за молоко. Поэтому не мог выплатить зарплату.
А на самом деле пока Гунар работал, Гиптерс получил от AS “Smiltenes piens” за молоко 4000 евро.
Неделю единственным пропитанием Гунарса было молоко и то, что перепадало от соседей.
Правда однажды Гиптерс дал ему 15 евро. А когда Гунарс стал настаивать на зарплате, Гиптерс угрожал сдать его в полицию. В конце концов Гунар ушел и теперь суд просит взыскать с Гиптерса 1098 евро зарплаты и 1500 евро как компенсацию морального вреда.
Похожая ситуация произошла и с Агритой. Ей на руки обещали платить 15 евро в день. Женщине негде было жить и поэтому подсудимому легко было ее использовать. За работу Агрите Гиптер с декабря 2016 года до апреля 2017 года заплатил всего 50 евро, раз в две недели привозил еды.
Агрита считает, что за ее работу ей следует заплатить 2500 евро и просит 5000 евро за моральный вред.
Пока женщина работа на ферме, Гиптерс заработал на молоке 12 000 евро.
Каждому из пострадавших государство уплатило компенсацию в размере 1330 евро. А вот обвиняемый на суде свою вину не признал и ничего выплачивать своим работникам был не намерен.
Отношение как к рабам
В суде Гунарс рассказал, что сначала надеялся на работу тракториста, но его уговорили на работу дояра. Еще нужно было пасти коров, кормить телят и свиней, мыть аппараты для дойки.
Когда Гунарс пришел за зарплатой, Гиптер сказал ему что все надоенное им молоко пришлось вылить, так как он плохо вымыл оборудование. А еще хозяин грубо ругался. Были дни, когда есть было совсем нечего. Отношение к нему было как к рабу. Хозяин пугал мужчину тем, что не только не заплатит ему, но еще и заставит заплатить из своего кармана за испорченное молоко.
А когда у Гунара разболелись ноги, Гиптерс дал ему ампулы с лекарством и использованные шприцы…
Гунарс жил в помещении рядом с хлевом. Сам постелил на пол линолеум, сам изготовил стол. Теплой воды не было. Однако он говорит, что никто насильно его там не держал, можно было уйти в любой момент. Просто мужчина надеялся получить свои деньги и потому не уходил.
«Убежала из ада»
Вторая пострадавшая Агрита не явилась ни на одно заседание суда. И на следующее, которое состоится 10 апреля, суд постановил привезти ее принудительно с полицией. Однако до нее удалось дозвонится. Сейчас она снимает комнату в Риге и ухаживает за пожилыми людьми в пансионате, но скоро работать прекратит и выйдет на пенсию.
«Мне в то время негде было жить. Гиптерс это использовал и относился ко мне, как к коровам. Помещения, где он меня поселил, не были приспособлены к жизни, без воды. Даже не закрывались. Мылась в чашке.
Пришлось тяжело работать и там я подпортила здоровье. Силой он меня не держал, но надеялась, что заплатит. За все время заплатил только 50 евро.
Когда не было дров, сказал мне самой их в лесу поискать. Спасибо дяде Гиптера, который покупал мне еду, это дало мне возможность пожить там еще две недели, пока я не нашла приют “Drošā māja”, а потом монастырь. Я очень рада, что мне удалось сбежать из этого ада», - рассказала по телефону Агрита.
Полиция выявила признаки торговли людьми
Полиция получила сигнал о происходящем в “Mežmaļos” в мае 2017 года. Работник полиции встретил на ферме Агриту.
«Эта женщина была в беспомощном состоянии. Она была там в рабстве и выглядела нездоровой. Ходила согнувшись и жаловалась на боль в руках. Можно было видеть, как тяжело она работает – она говорила, что ей не только надо доить коров, но и пасти их, и чистить хлев, а там грязи было по щиколотку. В помещении, где она жила вздулся пол и было сыро, пахло плесенью и навозом, дрова заплесневели у печи, на мой взгляд помещение не было пригодно для жизни», - рассказал работник полиции, инспектирующий ферму.
При этом женщина боялась жаловаться полицейским, потому что думала, что на нее «повесят» плохой уход за скотом. Гиптерс рассказывал ей, что у него родственники в полиции.
Главным свидетелем по делу проходит дядя Гиптерса Модрис Зукулис. Оказывается, это он сдал ферму своему племяннику, а тот хозяйство запустил. Когда Модрис приезжал на ферму в мае и увидел Агриту, он подумал, что она воровка. Но женщина стала жаловаться, что голодает и болеет, лекарств нет и ей очень плохо. Модрис покормил женщину, дал ей денег и лекарства. И помог написать заявление в Инспекцию по трудоустройству, которое они отправили по почте.
Дядя вложил в ферму полмиллиона евро и сначала занимался ею сам, но затем передал племяннику, потому что открыл бизнес в Риге и на все не хватало времени. Сначала все было хорошо, ферма работа как часы, а потом Гиптерс стал тратить деньги необоснованно, продавал коров, закладывал технику.
После этого случая Модрис отобрал ферму у племянника. В конце концов дядя подал на племянника в суд. И сейчас требует возместить убытки, которые составили 200 000 евро, а так же 26 000 за несоблюдение правил договора. Племянник, правда, в том суде так и не появился.
«Сам на ферме не работает, вместо него какие-то бомжи, которым приказано его в выходные не беспокоить. Разъезжает на новом джипе. Я сплю по четыре часа в день, потому что работаю и сежу за своим бизнесом, а он!» - возмущен дядя.
Сейчас “Mežmaļi” опять в руках Модриса – вычищена и приведена в порядок. Он планирует держать там мясных коров.
Подсудимый оправдывается
Сам Гиптерс считает, что виной всем бедам его дядя. Он просто хотел его проучить за непослушание, вот и потащил в суд.
По его словам, он взял на ферму Гунара и проверял, на что тот способен. Оказалось, почти ни на что, да еще и имеет больные ноги. Говорит, предупредил его, что работа тяжелая. Хозяин якобы просто пожалел Гунара и дал ему возможность делать то, что в его силах, пока тот болеет. Но сразу сказал ему, что не может взять на себя ответственность за больного человека и рабочие отношения нужно разорвать.
«Я сказал ему, чтоб уходил. А он мне ответил, что я не имею права его выгонять, что ферма принадлежит Модрису. И тогда я понял, что это его подставной человек», - рассказывает племянник.
И с Агритой, по его словам, та же история.
«Может быть мне и не стоило вообще ее брать, но проблема в том, что на селе некому работать», - объясняет Гиптерс.
С тем, что он разбазарил деньги от хозяйства, Гиптерс не согласен. Он много вкладывал в корма для животных, но наличными и документации на это нет.
Адвокат Гиптерса Ита Мегане пока ситуацию не комментирует, но говорит, что все это не больше чем хозяйственный спор.