«Работодатель смотрит на людей старше 50 лет как на списанный материал». Но, по мнению Ольги Чабаевой, это неверный подход. Кроме эмоциональной зрелости, есть много других преимуществ в сравнении с молодыми соперниками на рынке труда.
«Это работоспособный возраст. Это тот возраст, который и может, и хочет, и есть возможность, потому что уже дети выросли. Более свободны. Более ответственны. Но, как часто мне говорили, особенно женщины, которые выглядели очень хорошо и были работоспособны, из них получились бы самые изумительные нянечки в детских садах. Но даже в детский сад руководители стараются не брать таких. А человек уже эмоционально стабилен. У него хватает терпения, чтобы ребёнку объяснить. Я вижу разницу между ними — и молодыми и горячими. Для детей важно, когда медленно по-бабушкиному объясняется. Почему? До сих пор понять не могу», — добавляет Чабаева.
Почти половина безработных в Даугавпилсе — это люди в возрасте от 50 лет и старше. Тем не менее, несмотря на стереотипы, часть из них старается найти новую работу. К примеру, в Даугавпилсском строительном техникуме есть центр по обучению взрослых. Валерию Крылову 58 лет. Как он сам рассказал, квалификация у него есть, нужен только официальный документ. Недавно у него было очередное собеседование — и на этот раз есть шанс, наконец, получить работу. Хотя до этого именно из-за возраста в компаниях отвечали отказом.
«Ищу работу около полугода. Во многие организации подавал CV. Ходил, где требуется. Неважно, какая специальность, по деревообработке могу и многое другое. Спрашивают, хотя они не имеют права, возраст. Я отвечаю, а они сразу: «Извините». Прошу испытательные работы, чтобы доказать, что умею делать. «Мы вам перезвоним». До сих пор звонят. Из 10 в 2-3 спрашивают про возраст, а так просто говорят, что позвонят. Хотя написано, что требуется. Может быть, они более молодых хотят взять».
Валерию Шукаленкову через пару лет 60.
— Я себя ещё вполне нормально чувствую, если разобраться. Физических отклонений нет, и вполне способен, но работодатель не хочет брать. Я не знаю, по каким причинам, может быть, потому что скоро на пенсию, а время летит. А зачем ему брать того, кому скоро на пенсию, если можно взять молодого, кто будет 20-30 лет работать, — говорит он.
В группах, где в среднем учится 10 человек, треть — люди старше 50 лет, рассказывает руководитель Центра по обучению взрослых в строительном техникуме Алла Реча. Часть безработных приходит на лекции ради стипендии, но многие хотят получить профессию, а потом найти работу — и с такой мотивацией больше тех, кому за 50.
«Те, кто постарше, мотивированы получить образование по конкретной квалификации и потом работать по этой специальности, так как они относятся серьёзно к обучению. Так они относятся и к тому, что эта профессия может дать шанс», — уверена она.
50 лет — это условная граница. Даже до этого возрастного рубежа могут возникнуть проблемы с поиском работы.
«Меня зовут Светлана Фадина. Мне 39 лет. Полтора года состою на бирже. Сейчас учусь от биржи на отделочника. Мне 39, и меня уже могут не брать, потому что говорят «возраст». Хотя до 35 лет ещё принимают, наверно. Это ещё молодые, а все остальные — старые, получается? Я скажу, что именно в возрасте люди ходят и хотят получить специальность, и найти по этой специальности работу. А молодёжь? Она по-другому считает! Отхожу, отучусь, а там как будет».
Социальный ментор Ольга Чабаева отметила, что люди старше 50, потеряв работу, ломаются психологически. Особенно мужчины.
«Женщины как-то могут себя реализовать дома, с внуками, с детьми. Мужчина получается вроде как выброшенным за борт. Я всем рекомендую всегда подумать о своём каком-то деле, хобби, которое будет приносить доход», — подчеркнула она.
По данным Центрального статистического бюро Латвии, в прошлом году больше 15 тысяч человек в возрасте от 55 до 74 лет искали работу. Это больше 20% всех безработных в Латвии.