Читательница Жанна А. написала письмо, в котором рассказала: ее хотят уволить за то, что она уже три раза была на больничном. Работодатель ее предупредил, чтобы она написала заявление об уходе, иначе он расторгнет договор в одностороннем порядке. Имеет ли он на это право?
Жанна по профессии повар, но она решила оставить профессию, потому что ей стало тяжело у плиты. Болит спина от долгого стояния, плюс надо поднимать тяжести, дышать паром... В прошлом году она заболела ковидом, а потом через месяц слегла с болями в спине, мучил кашель. Последствия это ковида или 15 лет работы у плиты — неизвестно, но она решила поменять работу.
Новая работа – новые проблемы
Устроилась в магазин продавцом. Оформили трудовой договор, даже испытательный срок не поставили. Зарплата с выплатой налогов – то есть с социальными отчислениями на пенсию, на пособие по безработице, пособие по болезни. И отпуск два раза в году – по две недели, оплачиваемый.
Но сначала ее поставили работать на складе — чтобы познакомилась с продукцией магазина.
— Я не спорила: надо учиться новой профессии, знать товар, сроки хранения, состав. Да и на складе для начала спокойнее, чем, например, на кассе сидеть или в зале с покупателями работать, — рассказала Жанна. – Но прошел месяц, другой, а я так и работала на складе. А там холодно, двери постоянно открывают – ходят работники, въезжают и выезжают грузовики с товаром. Я опять начала кашлять. Обогреватель не разрешали включать – надо соблюдать температуру хранения. Пробовала спросить, когда меня переведут в зал, а в ответ услышала: когда надо будет, тогда и переведут...
И вот Жанна заболела. Снова кашель, поднялась температура. Она позвонила на работу сказать, что заболела, и пошла в поликлинику. Врач открыла больничный лист, и Жанна пролежала дома 10 дней. А когда вышла на работу, никто не спросил, как она себя чувствует. Ее опять поставили работать на складе. И через месяц Жанна вновь заболела.
— То ли недолечилась в первый раз: надо было вылежать, а я боялась, что на работе будут неприятности, то ли простудилась опять, — но в этот раз я проболела три недели. Врач сказала, что еще чуть–чуть и было бы воспаление легких. На работе со мной еле разговаривали. Оказалось, что другая сотрудница, которая тоже работала на складе, хотела уйти в отпуск, а тут я со своей болезнью. В общем, против меня уже было не только начальство, но и коллектив...
Жанна рассказала, что с тех пор к ней стали придираться – и начальство, и другие сотрудники. Следили за каждым ее шагом. А когда однажды она поступившую партию консервов не записала, ей сказали, что объявят выговор и если консервы пропали, то вычтут их стоимость из зарплаты.
— А я бы их все равно записала – у меня специальная шпаргалка, куда я записываю коротко, что пришло на склад, а потом уже заношу в базу данных. Я бы все равно заметила, что у меня одна позиция не вычеркнута. А недоброжелатели мои как будто за спиной стояли и ждали, чтобы я на чем–то споткнулась...
Жанна сделала очередную попытку попроситься в торговый зал. Ей снова обещали. Но по иронии судьбы через три месяца она опять заболела. Надорвалась и прихватило спину так, что не могла ни согнуться, ни разогнуться. Опять больничный.
— Я бы и не брала его, но я действительно не могла не то что повернуться, а даже одеться утром, — рассказала читательница. — Прошла курс уколов, тогда только стало легче. Надо было ходить на лечебную физкультуру и массаж. Но график работы не позволял...
Жанна уже пожалела, что ушла из поваров, можно же было найти работу по профилю, но полегче – с холодными закусками, например в кафе. Но она решила доработать еще пару месяцев, чтобы получить отпускные и потом уволиться. А за это время найти другую работу.
Но начальству, как говорится, виднее, и ей просто поставили ультиматум: или сама — или по статье.
Работница отказалась писать заявление, а начальник уже не скрывал, что теперь не будет спускать с нее глаз. Работала она не хуже других. Но спиной чувствовала недоброжелательные взгляды.
Тут подоспело и новое распоряжение. Из трех уборщиц, работавших в магазине, остались две – одну сократили. А работников склада обязали в конце смены убирать помещение – под маркой приведения в порядок своего рабочего места. Жанна отказалась: спина болит. Ей в очередной раз посоветовали искать другую работу.
Разве есть такая статья, чтобы увольнять человека за то, что он болеет? – спрашивает читательница.
— Я и так здоровье потеряла на этом холодном складе. Да и пособие по больничному – это не зарплата. Но разве я виновата?
Где основания?
Мы обратились к юристу: могут ли уволить работника за то, что он часто болеет или отказался работать за уборщицу? Юрист Ирина САВЕЛЬЕВА разъяснила:
Период, за который выплачивается пособие по болезни, если пациент болеет непрерывно, — не более 26 недель. Выплата пособия может быть продлена максимально до 52 недель, если на то есть заключение Врачебной комиссии экспертизы здоровья и трудоспособности (VDEаVK). Если человек в течение трех лет болеет несколько раз, то в общей сложности пособие может быть выплачено за период не более 52 недель.
У Жанны периоды болезни в совокупности меньше установленных законом. Значит, с этой стороны нет оснований для увольнения.
(!) По закону болезнь не может служить поводом для увольнения, разве что человек в силу своего физического и умственного состояния не в состоянии выполнять свои обязанности. И то работодатель может предложить ему другую работу — по силам и возможностям.
Поручить выполнять работу уборщицы или другую в дополнение к обязанностям сотрудника можно только с его согласия.
Сначала надо попробовать объясниться с работодателем. Если не получается, то со спорными вопросами в области трудового права можно обратиться в Государственную трудовую инспекцию...
полезные координаты
V Государственная трудовая инспекция (Valsts darba inspekcija):
* телефон для консультаций по правовой поддержке и вопросам охраны труда — +371 67186522;
* э–почта — vdi@vdi.gov.lv.
* написать заявление также можно на портале
latvija.lv
V Приемное время региональных отделений для консультаций:
— понедельник с 13.00 до 18.00;
— четверг с 9.00 до 12.00.
Татьяна АНДРИАНОВА