- На днях были опубликованы результаты опроса, проведенного в Риге, об отношении жителей города к тому, что делает Рижская дума. Каковы результаты и каковы выводы?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Такой низкой оценки работы столичного самоуправления не было с 2009 года, когда к власти пришла коалиция, возглавляемая «Согласием». Наверное, результат оценки вполне закономерен, учитывая, какие люди руководят нынешней коалицией. Давайте посмотрим, что за люди находятся на руководящих постах, и что они показали за этот год.
Стакис со своими флагами, столбиками и сетью велодорожек, его заместитель Кирсис со своей чудовищной некомпетентностью и абсолютно незаконными приемами реализации кадровой политики. Озола, которая кричит на всех углах, что будет бороться с коррупцией, но на самом деле отказывается в свой антикоррупционный комитет вносить предложенные оппозицией вопросы, которые, действительно, вызывают большие сомнения в законности действий представителей самоуправления.
Ну и Смилтенс – человек, который вообще непонятно чем занимается в Рижской думе. На мой взгляд, платить такому зарплату вице-мэра – это, действительно, расточительство. Плюс, огромное количество новых должностей, которые они утвердили, за которые депутаты коалиции получают дополнительную плату. Так что, рижане дали реальную оценку этому всему, и оценка – явно неудовлетворительная.
Беспрецедентная кампания очернительства и травли «Согласия» (к которой были привлечены СМИ, причем, не только частные), недостойная демократического государства, несомненно, принесла свои плоды. Наверное, часть рижан подумала, что могло бы быть и лучше, чем было при предыдущей коалиции. Но сейчас туман рассеялся и этой оценкой к происходящему рижане выразили вполне конкретное отношение.
- В своей речи на открытии осенней сессии парламента президент Эгилс Левитс заявил, что Конституции Латвии больше не хватает «в нынешнем сложном, современном государстве». Но депутатам Сейма не придется об этом «думать, ломать голову», поскольку всю большую работу по реформированию выполнит сам президент, «предложив нужные инструменты». Как вы прокомментируете это высказывание?
Янис УРБАНОВИЧ: Осмелюсь не послушаться президента. «Ломать голову» - обязанность каждого депутата. По мнению президента, причиной наших бед является недостаточное межведомственное сотрудничество, и решение этой проблемы – предоставленное Сейму право назначать «политически ответственное лицо – государственного министра в специфических сферах, которые не охватываются политикой». Что это такое, президент не уточнил. Но вы же помните – у нас так много денег, что они жмут в карманах. И поэтому министров и министерств надо так много, как никогда…
Поддерживая идею Левитса, может быть, следовало бы создать в Кабинете министров новую должность – государственный министр по вопросам политической ответственности? Сейчас эта ответственность размазана по всей площадке, каждому министру - по крошке, премьер-министру -- горсточка.
А так – каждый раз, когда мы будем сталкиваться с неспособностью власти справляться со своими обязанностями, мы будем четко знать, что надо делать. Министра ответственности – в отставку, и идем дальше. Жизненно необходимым был бы и пост государственного министра по имитации деятельности. Главной обязанностью которого было бы все делегировать.
И здесь существуют определенные наработки. Например, с созданным самым Кабинетом министров «светофором» распространения ковида. Сейчас все три цвета горят одновременно, движение -- как в Индии: едут все, и преимущество имеет тот, кто громче сигналит. И поэтому управление светофором надо делегировать самоуправлениям, а еще лучше – директорам школ.
…Но в реальной жизни, которую из окон дворца труднее рассмотреть, проблемы – совсем другие. Большие больницы начинают отказывать в проведении плановых операций, школы уходят на карантин, темпы вакцинации не увеличиваются, а снижаются. А цены, в свою очередь, растут. На этом фоне зреет недовольство людей, их неуверенность в будущем.
Для того, чтобы это изменить, я склонен согласиться с президентом Латвии в том, что необходимо «изменить понимание 1922 года о том, как работает правительство». Только, в отличие от президента, я думаю, что нам требуется не больше министров, а полная и конкретная ответственность от каждого уже работающего министра.
- Какие процессы происходят сейчас в Брюсселе? Чем заняты лично Вы?
Нил УШАКОВ: Основная моя работа - в бюджетном комитете. Здесь я занимаюсь самыми различными законопроектами или, как их здесь называют, файлами. Начиная от вопросов ремонта столовой в здании ЕП и расходов на переводы в Европейском суде до таких глобальных вещей, как регуляция помощи странам после экономического кризиса.
Так получилось, что я впервые в жизни работаю по своей специальности. Когда-то в Дании в магистратуре я учил именно экономику и европейскую интеграцию. Так что бюджетный комитет в Европейском парламенте – это именно то, что у меня было в дипломе.
До последнего момента самым важным вопросом было все, что связано с созданием Фонда восстановления экономики после ковида и кризиса. Сначала мы с коллегами социал-демократами боролись за то, чтобы такие страны как наша Латвия получали поддержку в первую очередь в форме грантов, а не кредитов. Разница принципиальная – гранты не надо возвращать. Всего Латвия в следующие годы получит более 10 миллиардов евро помощи. Теперь приходится бороться за то, чтобы в таких странах, как Латвия местные национальные правительства не профукали все деньги непонятно на что.
Но помимо спасения мира много работы связано с очень прикладными вопросами. Я не шутил, когда говорил, что это ремонты столовых и прочих зданий, штатные места, расходы на переводы и IT. Даже по крыше ЕП пришлось походить. Бюджет Европейского парламента, как институции, организации ровно в два раза больше, чем бюджет всего города Риги. 2 миллиарда против 1 миллиарда.
Фракция социалистов и демократов делегировала меня теневым докладчиком от социалистов и демократов по таким вопросам, как бюджет самого Европарламента, а также таких организаций как, например, Европейский суд или Европейская служба внешних связей.
Еще пример о текучке. Во всех столицах Европы открываются сейчас «European experience». Это такие интерактивные модели парламента, нравится всем - от детей до туристов. В Риге подобного центра еще нет. Скоро в комитете будет решаться вопрос о том, чтобы и в Риге к 2024 году открыли свой «European Experience». А если получится, то благодаря моей инициативе в Риге «European experience» будет доступен также на русском языке.
Сейчас же главный файл, с которым я работаю, называется - Финансовая регуляция ЕС. Это, по сути, финансовая библия всего союза, особенно в контексте выделения помощи для борьбы с экономическим кризисом. По этому файлу я стал постоянным докладчиком до конца созыва. Ключевым в этом файле должно стать введение принципа «rule of law» или «правление закона». Это то, что в Латвии переводится как tiesiskums. Правда в отличии от Латвии здесь это понятие еще не опошлили.
Введение принципа rule of law при распределении европейских денег – это крайне важно именно для нас в Латвии. Мы хорошо знаем, что демократия в Латвии иногда хромает. Поэтому дополнительные дисциплинирующие элементы из Брюсселя будут для латвийских властей крайне полезными.
Андрей Антонов.