Председатель Рижской думы Нил Ушаков ("Согласие") оценивает работу парламентской комиссии по расследованию обрушения супермаркета "Maxima" неоднозначно, считая, что ее работа не была свободна от различных влияний.
Как Ушаков заявил агентству ЛЕТА, его ответственность за случившееся оценят "самые строгие судьи", т.е. избиратели на предстоящих в 2017 году муниципальных выборах.
Ушаков напомнил, что был одним из немногих политиков, которые активно поддерживали создание парламентской следственной комиссии. Он считает, что задача комиссии состояла в том, чтобы выявить системные недостатки в строительстве и инициировать необходимые изменения, чтобы исключить повторение подобных трагедий. Эту задачу комиссия выполнила, хотя ее работа и не была свободна от различных влияний.
"Мою ответственность через неполные два года будут оценивать самые строгие судьи - избиратели. Им известно, что я делал в связи с трагедией в Золитуде, и их решение будет самым справедливым", - сказал мэр.
Ушаков подчеркнул, что у него, как и у каждого рижанина, трагедия вызывает глубокую боль. "На своем посту я делаю все возможное, чтобы помочь пострадавшим в золитудской трагедии, а также все, что зависит от самоуправления, чтобы навести порядок в сфере строительства. И, конечно же, я задаю себе вопрос, сделали ли я и самоуправление в целом все, что в наших силах и компетенции, чтобы золитудской трагедии не произошло", - сказал Ушаков.
Парламентская комиссия по расследованию золитудской трагедии 27 октября утвердила текст окончательного заключения, в котором упомянуты лица, несущие за трагедию моральную и политическую ответственность.
В окончательном заключении комиссии названы тогдашний премьер-министр Валдис Домбровскис, бывшие министры экономики Артис Кампарс и Даниэль Павлютс, бывшие госсекретари Минэкономики Анрийс Матисс и Юрис Пуце, мэр Риги Нил Ушаков и руководитель Рижского строительного управления Ингус Вирцавс.
В резюме к 80-страничному заключению среди прочего указано, что комиссия, проанализировав несовершенства в работе государственных, муниципальных учреждений и в нормативном регулировании, пришла к выводу, что политика этих учреждений в сфере строительства привела к трагедии.
После ликвидации Государственной строительной инспекции в стране значительно уменьшился контроль над строительством и возможности реализации единой государственной политики. Контроль государства над строительством был восстановлен только после трагедии, когда было создано Государственное бюро по контролю над строительством.
Система надзора за строительством в Рижском самоуправлении была неэффективной и раздробленной, существовавшая система сертификации специалистов и изделий не способствовала безопасному строительству, а в нормативных актах был ряд недочетов, говорится в документе.
Комиссия сформулировала ряд предложений по улучшению работы государственных и муниципальных учреждений. По ее мнению, должен быть разработан документ по планированию политики строительства, приняты поправки к закону о строительстве, усилены требования к эксплуатации построек, повышена ответственность участников строительства на всем протяжении процесса.