Всего их в уникальном частном собрании порядка трехсот. Есть среди них слепок лица и самого гостя "7 секретов".
На днях в Ригу заглянул самый известный на всем постсоветском пространстве астролог Павел Глоба. Интервью с ним было опубликовано в кабачке "7 секретов" 16 января. А сегодня, как мы и обещали, Пал Палыч рассказывает о своей необычной коллекции прижизненных и посмертных масок великих людей прошлого. Как известно, он давно увлекается физиогномикой, которая изучает черты лица. По словам нашего гостя, слепок хранит информацию о подлинной сущности человека, о том, кем он являлся на самом деле. Особенно интересно исследовать лица харизматических личностей, сыгравших большую роль в истории.
Свое редкое хобби Глоба унаследовал от своего отца, в мастерской которого висело несколько масок: Сергея Есенина, Александра Пушкина и, конечно, Ленина. Это был, по словам астролога, "джентльменский набор". Маску Владимира Ильича приобретали все приличные художники революционного времени. И не только художники. Понятное дело, речь в основном идет о копиях. Тем не менее есть у Пал Палыча и эксклюзивы. Скажем, уникальная маска Михаила Булгакова. Первый отлив! Что, разумеется, сразу отражается на ее стоимости. Слепок сделал знаменитый скульптор Сергей Меркуров, которому наибольшую славу принесло изготовление монументов советских вождей.
Слепок для гримера
— А каковы ваши последние приобретения?
— Недавно я купил маску кайзера Австрийской империи Франца Иосифа. Он умер 21 ноября 1916 года в Вене. Правил целых 68 лет! Как известно, Австрийская империя пришла к полному краху в результате Первой мировой войны. Кроме того, я приобрел посмертную маску Королевы Виктории. Она умерла 22 января 1901 года на 82–м году жизни. Пробыла на троне свыше 63 лет — больше, чем любой другой британский монарх. Ее называли "бабушкой Европы".
— Чем вас привлекают гипсовые слепки?
— Для многих это не более чем культурное наследие. А я по ним изучаю физиогномику. Зная биографию того или иного исторического персонажа, конкретные данные о человеке можно прочитать по чертам его лица. Мне это очень помогает и в работе, и в жизни. Кстати, нередко маски снимали при жизни. Скажем, у великого немецкого поэта, государственного деятеля, мыслителя и естествоиспытателя Иоганна Гете, у одного из величайших пианистов XIX века Ференца Листа. А великий композитор Людвиг ван Бетховен после того, как "сдал" свою маску, прожил еще 20 лет.
Так что все разговоры, связанные с тем, что при жизни слепок нельзя делать, — полная чушь. Это не более чем суеверие. Кстати, у Ференца Листа впервые маску сняли, когда ему было всего 30 лет. А умер он в 75–летнем возрасте. Так что, возможно, маска даже помогла ему прожить еще 45 лет. Конечно, я шучу. Но ясно, что ничего плохого она ему точно не сделала.
Маски выполняют и чисто практическую задачу. Скажем, на "Мосфильме" их снимали у многих именитых актеров. Они помогали накладывать грим, подбирать парик, одежду. Чтобы постоянно не напрягать звезду, гримеры работали с "двойниками". У меня имеется два лицевых слепка (прижизненный и посмертный) легендарного актера Лино Вентуры, который снялся в фильмах "Искатели приключений", "Зануда", "Отверженные" и "Сто дней в Палермо". Он скончался 22 октября 1987 года в 68–летнем возрасте.
Сам с "усами"
— А с себя нет желания снять маску?
— Так я это сделал еще более двадцати лет назад. И, как видите, все еще жив и здоров. Моя маска тоже находится в коллекции. В общем, все проверяю на себе. А то ведь скажут, что я сапожник без сапог. Отмечу, что сам процесс снятия очень утомительный. Нужно долго лежать без движения с трубочками в носу. Рот открывать категорически запрещено. Не дай бог, чихнешь — тогда вся работа насмарку! Важно, дать гипсу застыть. Он довольно неприятно давит на лицо. Ясное дело, вскоре жутко хочется почесаться. Особенно, когда гипс, засыхая, начинает нагреваться.
Тогда становится очень жарко. При жизни многие отказывались от слепков. Например, Сталину сделали только посмертную маску. Представляю, кто бы осмелился вставить Иосифу Виссарионовичу в нос трубки… С другой стороны, мало масок не бывает. Скажем, сохранился только прижизненный слепок лица Гете, а вот посмертная маска куда–то затерялась. Как известно, до сих пор бытует мнение, что Гоголя похоронили заживо. А потом он даже якобы в гробу перевернулся. В таком случае, как с него сняли посмертную маску? Ведь в летаргическом сне люди тоже дышат. Не умер же он во время процесса.
— Я смотрел на телевизору любопытный сюжет о коллекционере, который собирает волоски известных людей. Скажем, Джона Леннона и других.
— Знаете, к моей маске Михаила Булгакова, которую изготовил Сергей Меркуров, прилип волосок великого писателя. Современные судебные эксперты наверняка могут выявить его ДНК. Возможно, в будущем наука научится воссоздавать великих людей по одному волосу. Получается, только у меня имеется реальный биологический материал Булгакова, ведь тело–то его сожгли в крематории, а значит, в могиле лежит лишь пепел. Кстати, на маске актера Вентуры волосы тоже имеются. Увы, сейчас специалистов по маскам становится все меньше. Скажем, во Франции только один остался. Он мне говорил: "Вот умру, и некому будет маски снимать…"
Волосок Джона Леннона
— Коллекционирование масок — дорогое удовольствие?
— Смотря кому они принадлежат. Любопытно, что недавно за 50 тысяч выставили медицинскую маску Майкла Джексона, который скончался 25 июня 2009 года в 50–летнем возрасте. Речь идет о хирургической черной полоске короля поп–музыки, в которой он неоднократно появлялся на публике. Изделие было даже со следами макияжа певца. В качестве "изюминки" устроители торгов приложили "один волос с головы Майкла Джексона". Аукцион "Сотби" продавал маску Сталина. У меня тоже есть такая.
Правда, на аукционе выставляли одну из первых сталинских масок, поэтому она и "ушла" за 50 тысяч евро. А моя более "массовая", так что она стоит, конечно, намного дешевле. Я давно уже мечтаю пополнить свою коллекцию маской Джона Леннона. Конечно, первые копии стоят очень дорого. Сейчас один лишь волосок битла продают за тысячи долларов. С другой стороны, всегда нужно быть начеку. Скажем, если кто–то выставит на продажу маску генералиссимуса Франсиско Франко, то нужно учесть, что ее положили вместе с ним в гроб. А значит, просто физически ее невозможно достать. Конечно, если только не вскрывать могилу диктатора Испании, умершего в Мадриде в 1975 году. Между прочим, он носил титул каудильо, что в переводе с испанского означает "вождь". Это я к тому, что в других странах тоже были свои Сталины. Некоторые маски считались пропавшими, но их удалось найти. Так, у меня имеются лицевые слепки композиторов Николая Римского–Корсакова (1844—1908) и величайшего пианиста Антона Рубинштейна (1829—1894).
Если бы в Москве открылся музей прижизненных и посмертных масок, я бы с готовностью передал в него свою коллекцию. Заодно и физиогномика подтянется. Парадокс: все портреты Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791) сильно отличаются друг от друга. С них смотрят абсолютно разные люди. Маска четко может подсказать, как именно выглядел гениальный композитор. Я могу вам точно сказать, что он был совершенно другим!
Михаил ЗАДОРИН.