В апреле 2023 года сначала Польша, а вслед за ней Болгария, Венгрия, Румыния и Словакия либо уже запретили, либо готовятся ввести временный запрет сельхозимпорта на Украины. При этом упреки в недостаточной поддержке Украины в борьбе против России можно адресовать разве что Венгрии, но уж никак не Польше. И тем не менее, не далее как сегодня министр развития и технологий Польши Вальдемар Буда заявил о необходимости продления эмбарго на поставки зерно из Украины как минимум до конца года.
Об этом он сказал в эфире Radio Zet, сообщает "Европейская правда". "Мы не отменим наши меры до тех пор, пока аналогичные меры не будут введены на европейском уровне. Время играет в нашу пользу. Мы сохраним польские решения, пока ситуация не стабилизируется", – подчеркнул министр.
Тревогу бьют и латвийские производители зерна. Если год назад в Латвии с беспокойством проводили аудит остатков урожая прошлого года и пытались успокоить население заверениями о том, что продуктов на жителей страны точно хватит, даже в условиях мирового продовольственного кризиса. А сегодня кризис настиг самих производителей.
Представитель крупнейшего сельскохозяйственного кооператива страны Latraps Ласма Гуменникова в информации, подготовленной для press.lv пояснила:
- Когда почти полтора года назад Россия начала агрессию в Украине, обе стороны аграрного бизнеса изменились - и расходная, и доходная.
До 24 февраля 2022 года на аграрном рынке Латвии в поставках минеральных удобрений доминировали российские и белорусские поставщики, доля России в группе комплексных минеральных удобрений составляла 97%. Конечно, на это влияла как привлекательная цена, так и егкий доступ к этим ресурсам. Например, добыча калия в регионе ведется только на территории России и Белоруссии.
Когда начались боевые действия, Латвия одной из первых отказалась от сотрудничества с агрессором и его сателлитами, открыто выражая свою позицию действиями. LATRAPS и фермеры разорвали договорные отношения, не дожидаясь санкций Европейского Союза. После агрессии мы не покупаем российские минеральные удобрения, их заменили производители из Литвы, Финляндии, Норвегии, Польши, Германии, Нидерландов. Цена на минеральные удобрения выросла с 200-300 евро за тонну до 1000 евро и выше. На это повлияли рост стоимости рабочей силы, инфляция, энергетический кризис, зависимость от природного газа и затраты на логистику. В результате в 2023 году себестоимость выращивания одной тонны сельхозпродукции увеличилась не менее чем на 70% по сравнению с довоенными затратами. Бремя затрат на сельское хозяйство является проблемой как в Латвии, так и в остальной части Европейского Союза и во всем цивилизованном западном мире.
Почему на мировом рынке низкие цены на зерно?
Если в условиях «здорового рынка» рост издержек хотя бы частично компенсировалось ростом цен на зерно, то в условиях «рынка войны» это не так.
«Если в Латвии было относительно легко отказаться от сырья из России и Белоруссии, выбрав других поставщиков, то на мировой рынок цен мы не можем влиять так легко. На этом рынке мы напрямую конкурируем с украинским и, преимущественно, российским зерном, которое уже год является самым дешевым на рынке», - рассказала Ласма Гуменникова.
По ее словам, цены на зерно удерживаются на низком этом уровне из-за двух факторов:
1. Украина, где главным мотиватором является азарт продать то, что выращено аграриями по любой цене в условиях военного времени.
2. Россия, которая с ее объемами урожая и наличием собственных удобрений и других сырьевых ресурсов может обеспечить самую низкую цену на свою продукцию на мировом рынке.
«Россия просто производит необходимые минеральные удобрения и цены на них во много раз ниже, чем в Европе. И Россия роет яму для фермеров Европы. При этом большая часть стран, в которые традиционно экспортируется наша сельскохозяйственная продукция, также импортирует ее из России», - объясняют латвийские производители.
При этом министерство земледелия ЛР – против крайних мер.
Латвия понимает сложную ситуацию, в которой оказались аграрии соседних с Украиной стран, но эмбарго на ввоз зерна из Украины не является решением, заявил 25 апреля на совещании Совета министров сельского хозяйства и рыболовства Европейского союза Дидзис Шмитс («Объединенный список»). Шмитс подчеркнул на заседании совета, что ЕС должен продолжать поддерживать экономику Украины и «искать все возможные технические и структурные решения на уровне ЕС для дальнейшего обеспечения импорта и транзита украинской сельхозпродукции, с целью решения проблем глобальной продовольственной безопасности».