Эти средства связаны с украинскими экс-чиновниками и по решению латвийского суда должны перейти в местный бюджет.
«Но что президент второй раз становится на эту тропу — это интересно. Я думаю, это тоже часть этого самоутверждения — показать, что все, конечно, хорошо, но мы за свои 29 млн еще постоим. И это был уже больше внутриполитическое сообщение, чем внешнеполитическое», — считает Раевский.
«А были ли другие темы экономические, которые он [президент Украины Владимир Зеленский] мог обсуждать в Латвии с таким пафосом?
Ему нужно самоутверждаться, у него проблемы дома. Ему нужен какой-то позитивный сигнал. Может быть, других тем не нашлось? А 29 млн звучит красиво», — предположил специалист по международной и европейской политике Вадим Полещук.
Илгвар Клява, посол по особым поручениям в вопросах Восточного партнерства, руководитель Дирекции двусторонних отношений Министерства иностранных дел, не согласен с этой точкой зрения. «Были другие темы, но это не нечто уникальное в государстве, где меняется политическая система и, скажем так, администрация, были какие-то проблемы или преступная деятельность, опустошали или крали бюджет страны, незаконные сделки.
Украина не уникальна в этой ситуации, ищет свои деньги. И поэтому весь этот процесс, за которым обеим сторонам надо смотреть, актуален, это юридические процедуры», — указал он.
Директор Института внешней политики, профессор Рижского университета имени П.Страдиня Андрис Спрудс видит в происходящем и плюсы, и минусы:
«Конечно, здесь есть политические и юридические вызовы. Но мне кажется, что здесь одна плохая новость и три хорошие новости.
Одна плохая новость — то, что господин Зеленский сказал: у вас проблемы с коррупцией и у нас проблемы с коррупцией. Хорошая новость — мне кажется, что 29 млн для межгосударственных отношений — не такие большие деньги, это довольно маленькие деньги. Вторая вещь — он сказал: да, давайте разрешим этот вопрос, а у латвийских бизнесменов будет хорошая среда на Украине, здесь будет экономическая выгода и с одной, и с другой стороны. И третье — для Латвии, мне кажется, этот жест — 29 млн, мы очищаем, делаем капитальный ремонт финансовой системы даже был для Латвии политически довольно продаваемым, на этом можно выйти сухими из воды».
Накануне Рижский окружной суд постановил, что 29 млн евро из средств Reģionālā investīciju banka были нажиты преступным путём. И эти деньги должны быть перечислены в бюджет. Но теперь Украина хочет вернуть эти средства.