Бывший президент Йемена Али Абдалла Салех убит. Эту информацию подтвердили в Министерстве внутренних дел Йемена, а также в Партии национального конгресса, которую возглавлял Салех.
Салех - крайне неоднозначный политик, однако если сводить баланс, он, скорее всего, будет со знаком плюс, причем весьма немалым. Вначале цифры.
Салех стал руководителем единого Йемена в 90 году, а до этого с 1978 года руководил Северным Йеменом. К власти он пришел, как это водится, после череды государственных переворотов, периода хаоса, войны между Севером и Югом, в общем, все как всегда.
Если брать президентство Салеха с 1990 года, он принял страну с ВВП в 4 млрд долларов номинального ВВП и 340 долларов подушевого дохода. 12 год - год отставки Салеха - закончился для Йемена с номинальным ВВП 32 млрд долларов и 1300 долларов душевого дохода, при этом население Йемена (северной и южной части) перед объединением суммарно составляло 11 миллионов человек, к 12 году - более 25 миллионов.
Президент, который за 22 года увеличил ВВП страны в восемь раз, явно выглядит вполне успешным. Я знаю президента другой страны, который за 18 лет с трудом вытянул коэффициент 5
Проблема Йемена, причем критическая - очень серьезный разрыв в развитии между индустриальным югом (на котором живет приблизительно 20% всего населения) и архаичным севером. Разрыв так и не был преодолен, мало того: Арабская весна застала страну "на марше": на севере активным образом рукотворно и стихийно шел процесс разложения родо-племенных отношений, что сделало страну именно в этот момент очень уязвимой. Северяне еще не стали современной городской цивилизацией, но перестали во многом быть традиционной. Это всегда самый опасный период в развитии.
(В России аналогичная ситуация наблюдалась и наблюдается на Северном Кавказе. К моменту распада СССР разложение родо-племенных традиционных отношений в регионе шло полным ходом, но не успело завершиться, поэтому распад СССР стал именно на Северном Кавказе предельно болезненным и неконтролируемым - что, собственно, мы видели в 90 годы, продолжаем видеть и сейчас. Примерно похожим образом созданы проблемы во многих национальных республиках и территориях, из которых одно из самых тяжелых положений наблюдается в Туве - и все по той же причине.)
Север Йемена - это своего рода Чечня и Дагестан, но только несопоставимые по масштабам и удельному весу ко всей стране.
Салех в этой ситуации повел себе предельно разумно, дав конфликту (который уже было не остановить) разгореться и частично выгореть. Союз с хуситами был логичен в том плане, что позволял Салеху хоть как-то контролировать наиболее дикую и архаичную силу Йемена, и откровенно говоря, не будь фактора внешнего вмешательства, такой опытный политик вполне был способен вырулить на относительно приемлемую формулу внутреннего согласия. Другого по своему авторитету человека сегодня в Йемене нет. И уже не будет.
Убийство Салеха загадочно во всех смыслах. Никакой внутренней логики в нем нет. Ансар Алла без Салеха не имеет никаких перспектив - ни в военном отношении, ни тем более в политическом. Теперь у них есть только один шанс, как у Исламского государства - чем хуже, тем лучше. Только полная деструкция и демонтаж Йемена позволит им рассчитывать на политический результат, но для этого хуситы должны развернуть в стране тотальный геноцид, чего им сделать, скорее всего, просто не дадут.
2010-й год. До "Арабской весны" оставалось менее года.
Бен Али - бежал из страны, заочно приговорен к тюремному заключению, скрывается в Саудовской Аравии.
Один только Асад не только остался жив, но и при власти.