Среди тех, у кого снизилась социальная активность, больше всего жителей в возрасте 30–39 лет — 56 %, а также пожилых жителей в возрасте 60–74 лет — 51 %. Такой ответ подтвердили 53 % проживающих в Латгалии и Видземе, 49 % респондентов из Риги, а в остальных регионах так ответили в среднем 45 %.
То, что социальная активность возросла, больше всего — 23 % — признали молодые люди в возрасте 18–29 лет. Среди респондентов в возрасте 30–49 лет увеличение социальной активности наблюдалось еще вдвое меньше, в 50–59 лет только 7 % признались, что больше стали посещать мероприятия, встречаться с друзьями, родственниками и т.п., а в 60–74 года это подтвердили только 3 %. Проживающие в Риге респонденты наиболее активны и признали, что за минувшие пять лет их социальная активность возросла.
Инга Орлеане, интернист, руководитель дневного стационара Veselības centru apvienība: «Прошедшие пять лет совпадают с частью периода пандемии Covid-19, когда социальная активность очно была ограничена, и это, безусловно, отзывается и на самочувствии и здоровье общества сегодня. В практике врача можно заметить, что социальная изоляция и одиночество, без сомнения, связаны с более низким уровнем физической активности, малоподвижным образом жизни, а также с меньшим приемом фруктов и овощей в пищу, поведением, которое негативно влияет на здоровье сердца, сосудов и мозга, например, есть исследования, которые выявляют существенную вероятность связи между одиночеством и привычкой к курению. Тревожно, что дети и молодежь, которые в своей повседневной жизни меньше находятся среди сверстников, меньше занимаются спортом, менее подвижны, быстро могут нажить проблемы, связанные с малоподвижностью. Один из таких факторов — лишний вес. Чтобы иметь здоровое общество, чтобы избежать дополнительных рисков для здоровья сердца и сосудов, важно поддерживать друг друга, видеть риски и не допускать социальной изоляции ни в одной из возрастных групп».
39 % на вопрос «Как за прошедшие пять лет вы оцениваете свою социальную активность — посещения общественных мероприятий, встречи с друзьями, родственниками, коллегами, единомышленниками?» ответили, что она осталась неизменной. 45 % ответивших таким образом респондентов — в возрасте 60–74 лет, это больше всего среди всех возрастных групп. В свою очередь, в разрезе регионов наибольший удельный вес — 45 % — проживающие в Рижском районе, а также проживающие в Латгалии — 43 %.
Выясняя ответы на вопрос, насколько жители согласны с утверждением, что чувствуют себя одинокими, непонятыми, несмотря на активность их социальной жизни, большинство — 60 % — указали, что с этим не согласны или скорее не согласны. Полностью с этим утверждением согласны только 7 %, и 20 % респондентов заявили, что скорее согласны. Из возрастных групп, которые подтвердили, что скорее так может быть, что они чувствуют себя одинокими, хотя их социальная жизнь активна, больше всего — 30 % — ответили в возрасте 18–29 лет.
«Мы можем наблюдать, что в экономически активном возрасте важной частью жизни являются трудовые будни, воспитание и обучение детей, поэтому большие надежды на то, чтобы посвятить время своим желаниям, связаны с достижением пенсионного возраста. Однако данные опроса показывают, что именно социальная активность пожилых граждан снизилась у половины респондентов этой группы. Важно, что даже чуть больше, чем сениоры, снижение социальной активности в своей повседневной жизни признают жители в возрасте от 30 до 39 лет. Мы, фармацевты, как специалисты первой доступности иногда наблюдаем, что в аптеку приходят одинокие люди, которым больше, чем выданные лекарства, нужно общение. Это вызывает беспокойство относительно того, достаточно ли сознательны эти люди в случае болезни, не подавляет ли их одиночество и не делает ли равнодушнее, когда они думают о своем здоровье. Конечно, должно быть и время только для себя, но посещать мероприятия, встречаться с друзьями, родственниками очень важно, потому что, поддерживая социальные контакты, общаясь, делясь чувствами, заботами, человек одновременно заботится о себе», — уверена фармацевт Mēness aptieka и заведующая круглосуточной аптекой Гунита Петерсоне.
Согласно новому научному сообщению Американской ассоциации сердца, опубликованному в журнале The Journal of the American Heart Association, социальная изоляция и одиночество примерно на 30 % повышают риск сердечного приступа или инсульта, В сообщении также отмечается, что не хватает данных о возможностях, которые могут улучшить здоровье сердца и сосудов людей, которые социально изолированы или одиноки. Обобщив доступные в США данные, специалисты напоминают, что социальная изоляция определяется как редкое личное общение с людьми в целях социальных отношений, например, с семьей, друзьями, членами одной общины или религиозной группы. А одиночество — это когда человек чувствует, что он один, или у него меньше связей с другими, чем он того хотел бы. Хотя социальная изоляция и чувство одиночества связаны, это не одно и то же, потому что человек может вести относительно изолированную жизнь и не чувствовать себя одиноким и, наоборот, люди со многими социальными контактами все же могут испытывать одиночество.
Репрезентативный опрос жителей Mēness aptieka в сотрудничестве с исследовательским агентством Norstat проводила в рамках Месяца сердца в 2023 году по всей Латвии, опросив 1001 жителя в возрасте от 18 до 74 лет. Респонденты давали ответы на четыре вопроса, выбирая несколько вариантов ответов.