Во-первых, Муйжниеце утверждает, что цель предложения - сократить число уроков в день (на 1-2 урока меньше), чтобы уменьшить нагрузку на учеников. Однако оно не может фактически быть реализовано.
Возьмем для примера расписание уроков для 7-го класса. В 7-м классе в среднем 7 уроков в день. В учебном году 33 полных учебных недели, то есть 165 учебных дней. Если перейти на 6 уроков в день, остается лишних 165 уроков. Если учеба продолжится до Янова дня (3 недели, то есть 15 дней учебы) по 6 уроков в день, это покроет 90 уроков. Чтобы покрыть все 165 уроков, пришлось бы учиться примерно до 10 июля. А если сократить число уроков в день на два, то учебный год придется продлевать еще дальше.
Во-вторых, на этой же пресс-конференции говорилось о возможности продления зимних и весенних каникул. Такое предложение совершенно непонятно: а) оно противоречит словам министра о продлении учебного года, в этом случае по сути не продлевается учебный год, а просто меняются даты каникул; б) непонятно, какая польза от того, что летние каникулы сократят за счет зимних и весенних.
Июнь, когда тепло и солнечно, для отдыха детей гораздо лучше подходит, чем январь. Это лишь углубит две серьезные проблемы, которые уже в наличии - зависимость школьников от смарт-устройств и малоподвижный образ жизни с риском лишнего веса.
В-третьих. По мнению министра, продленный учебный год можно использовать, чтобы школьники больше посещали музеи и другие образовательные объекты помимо школы. Неизвестно, в состоянии ли музеи массово принимать много учеников (особенно это касается сельской местности, где ничтожно мало музеев и они невелики) и достаточно ли у самоуправлений автобусов, чтобы массово возить классы по музеям.
В-четвертых. С учетом аргументов, приведенных в 1-м и 3-м пунктах (меньше уроков и чаще посещение музеев), пришлось бы поменять учебные программы в сторону сокращения контактных часов. Особенно отрицательно это повлияло бы на точные науки, так как в Латвии очень мало музеев с программами музейной педагогики по точным наукам, чтобы можно было заменить потерянные контактные часы.
В-пятых. Из слов министра непонятно, как работать с неуспевающими учениками. Неужели продлевать им учебный год до 10 июля?
В-шестых. Двухмесячный отпуск - отличный бонус, частично компенсирующий неконкурентоспособную учительскую зарплату. Если его лишиться, очень велика вероятность того, что часть учителей уйдут из школы и приток молодых педагогов, который и так очень слабо продвигается, иссякнет вовсе.
С учетом всего вышесказанного Общество учителей истории и социальных знаний считает, что от предложения министерства нужно категорически отказаться, так как оно приумножит хаос в системе образования, к которому уже привели непрофессиональный переход к компетентному образованию, сократится число уроков, что приведет к падению уровня образования и будет способствовать оттоку педагогов из школ.
Примечание. Если Муйжниеце своим предложением стремилась решить проблему с тем, что некоторым родителям летом трудно обеспечить присмотр за детьми, возможно, стоит подумать об организации занятий по типу лагерей в учебных заведениях в июне.