Работники похоронного бюро начали поиски сами. Разместили объявления в соцсетях, поискали того очевидца, что вызвал «скорую», было заведено дело, затем тело перевезли в рижский Центр судмедэкспертизы...
«Что дальше? Не отозвались, и похоронена ли она теперь — трудно сказать», — признал Чернов.
В случаях, когда умирает неизвестный, чью личность не удается идентифицировать, заводят уголовное дело. И лишь когда из прокуратуры или полиции приходит разрешение на кремацию или похороны, покойный отправляется в последний путь.
Нередко юрмальское предприятие ждет этого момента не то что месяцами — годами, прозвучало в передаче. За последние пару лет было три таких покойника, что дожидались погребения больше года. Есть непогребенная еще с 2015 года неизвестная женщина. Ее тело так и хранится в морге.
«Но вроде бы обнаружились близкие. Потребовали, насколько мне известно от полиции, экспертизы или еще чего-то. И на данный момент полиция не разрешает хоронить», — рассказал глава похоронной конторы.
Чернов не скрывает: компаниям ритуальных услуг невыгодно подолгу держать непогребенными человеческие останки. Sēru nams даже вынужденно обзавелся специальным морозильником. Часть приходится брать ситуацию в свои руки:
«Полиция говорит — нет никого, тогда своими силами ищем — и находим», — поясняет он.
По закону компания обязана публиковать объявления на официальном интернет-ресурсе Latvias Vēstnesis. Но это формальность: никто его не читает, и сомнительно, чтобы через него отыскался хоть один человек, отмечает Чернов.
Авторы передачи обратились с вопросом к Госполиции, но за две недели подготовки сюжета к эфиру там так и не смогли ответить, как в подобных случаях стражи порядка проводят поиски близких и опознание покойных. А Центр судмедэкспертизы сослался а занятость и ответил письменно:
«По данным центра, в 2017 году для экспертизы было доставлено 299 неопознанных умерших, из них опознаны 251. Опознание находится в компетенции Госполиции. Длительность пребывания умерших в центре зависит от того, как скоро их опознают и как скоро отыщут их близких».
В центре отмечают, что подолгу непогребенными люди нередко остаются потому, что либо их близкие не заинтересованы брать на себя похороны, либо находятся за пределами Латвии.
Таким образом, теоретически в 2017 году в центре судмедэкспертизы ждали погребения (а часть, возможно, еще ждет до сих пор) 48 неопознанных умерших, прозвучало в передаче.
На столичном Яунциемском кладбище ежегодно предают земле останки примерно 300 человек, у которых не нашлось близких, чтобы проводить их в последний путь. Но еще вопрос, сколько таких тел лежит по латвийским моргам, отметили авторы передачи.