Популярный в России писатель Стариков уже нашел виноватых в новом обострении в Карабахе. Это американцы, которые всех обстреляли из некой артиллерии. Те же самые, что обстреливали обе стороны конфликта на Донбассе. Разжигали войну, дескать. Эту волшебную версию можно отбросить сразу, если у американцев нет невидимых солдат и невидимых пушек.
Версия, что боевые действия между Арменией и Азербайджаном приурочены к визиту главного турка Эрдогана в Баку, тоже прелестна. Естественно, именно такого подарка Реджеп ждал от Алиева. Эрдогана и без того еле терпят американцы и европейцы. А уж для нормализации отношений с РФ эти события ему просто серпом полумесяца по важному аргументу.
Конечно, напоследок, можно проникнуться украинским вариантом антипутинизма и сказать, что это Путин так вот «переиграл» Эрдогана.
Сейчас, бесспорно, мода на «многоходовочки» под политическим ковриком, но давайте будем называть вещи их именами, а не давать им удобные нам прозвища. Нет нужды ни невидимых гаубицах, ни в злобных Эрдоганах, ни в коварных Путиных. Никакой нужды, когда всех их заменяет ненависть одного народа к другому.
Вы думаете, что ненависть есть между русскими и латышами? Вы ошибаетесь. Я служил в Баку в 1988 году. Все видел сам.
…На КПП учебки ВВС в пригороде Баку Бина практически ломятся несколько армянок. «Мальчики, помогите! Нас режут!» Я бегу за дежурным офицером. И это он объясняет им, почему мы ничем не можем им помочь. Город за забором военной части гудит автомобильными гудками и непривычными криками. Не знаю, выжили ли они. Русских не трогали.
… Мы стоим в оцеплении аэропорта «Бина», главного в Азербайджане. На нас давит толпа армян. «Пустите! Нас там убивают!» Нельзя. Только с заранее купленными билетами. В аэропорту уже и так нет места. Толпа стоит и сидит даже на улице. Это первые беженцы, которых я увидел, но тогда я думал только о том, как бы у меня рожок с патронами в толкотне не сперли. И еще о том, что идея вынести кассы наружу была хорошей. Но при попытке выстроить близкую к взрыву толпу в очередь к ним, затоптали старушку. Насмерть.
Тогда я был тупой подставкой для автомата и не понимал, что из двух «братских» республик, не поделивших кусок земли со взрывным названием Карабах, уже бегут тысячи людей с тысячами рассказов о погромах, грабежах и убийствах. И несут с собой жажду мести, ненависть и злобу.
Еще через неделю я снова буду на КПП и увижу, как из города привезут трех десантников. Одного со сломанной шеей – батарею на него скинули с пятого этажа. Двоих - с головами проломленными ломом, наверное. И нам разрешат применять оружие. Я этого не сделаю, когда азербайджанские подростки будут закидывать наш патруль камнями. Я тоже умею кидаться камнями….
Азербайджанцев за время службы я узнал неплохо. Открытый, щедрый и незлобивый народ. Солдата до "событий" - да и сразу после - накормят, на рынке арбуз дадут, в чайхане чаем угостят. Друзья служили в Армении. Говорят то же самое.
Как же такое случилось? Уже читая о тех событиях, в которых я участвовал, не понимая ничего, я постепенно убеждался, что в этих не совсем советских, а местами еще феодальных республиках национальные элиты боролись за кусок лаваша и чурека с икрой. А два народа стали жертвой их грызни и заболели национальной ненавистью. Хотя, что лукавить, неприязнь между армянами и азербайджанцами очень стара.
Те политики, что раскрутили маховик войны и убийств сейчас бы уже и хотели остановить его, но это невозможно. Смазанный кровавой памятью, продолжающейся войной и смертями на границе Карабаха, он перемелет любого. И для того, чтобы там началась стрельба, не нужно никакой третей силы. Нужно, чтобы один солдат вспомнил, как он в детстве бежал с семьей из Баку, а другой вспомнил свой домик и вкус хурмы из сада в армянском теперь Степанакерте. И новые смерти добавят оборотов ненависти и потянут новые и новые смерти.
Нам в Латвии очень повезло. Ничего подобного у нас не случилось. И не потому, что у нас кровь холодная. Просто не было у русских и латышей той неприязни, что переросла бы в большую кровь. Латышская элита не хотела победы совсем уж любой ценой. Они были готовы может и стать жервами на баррикадах, но не были готовы вести толпу, готовую врываться в русские дома и убивать своих соседей. Они хотели независимости и власти, но не ценой большой крови. И никакие третьи силы, пятые колонны этого бы изменить не смогли бы.
Но когда вы сегодня слышите нотки ненависти в разговоре о латышах, презрение в беседе о русских, знайте, что это глупости говорят люди, которые не видели итогов ненависти народов.