В последние месяцы прошлого года известный рижский тренер по фитнесу Павел Григорьев вначале стал чемпионом мира по пауэрлифтингу, успешно выступив на Украине, а потом, вернувшись на родину, победил и на латвийском первенстве. Сейчас Павлу 44 года – выступает на чемпионатах среди «ветеранов», и в своей категории «до 82,5 килограмма» на мировом турнире он выжал от груди штангу весом 172,5 кг!
Но, говоря о победах Павла, важно понимать то, что еще в юности он запросто мог остаться инвалидом: после очередного выступления на чемпионате по борьбе отказали ноги из-за травмы позвоночника. Однако уже спустя полгода Павел тогда не только встал на ноги и вернулся в зал, но и победил на чемпионате республики среди юниоров. Павел не скрывает, что самые главные победы в жизни всегда были над самим собой.
Рекордный вес взят!
Хотя Павел и работает в Риге тренером в двух клубах по фитнесу, но на чемпионатах выступает в другом силовом виде спорта – пауэрлифтинге, который в Латвии с каждым годом все популярней, а в мире уверенно идет к олимпийскому признанию. В отличие от фитнеса, на турнирах по пауэрлифтингу человек не выходит на подиум и не демонстрирует красоту своего тела – накачанные мышцы. Главное другое: показать, с какими весами способен работать. Уже само название «пауэрлифтинг» говорящее: power — «сила» и lifting — «поднятие».
Суть этого весьма популярного спорта в следующем: человек должен преодолеть сопротивление максимально большого для себя веса. Разделов в пауэрлифтинге довольно много. Например, самое популярное направление – это троеборье. Силач выжимает от груди штангу максимального веса, поднимает ее от пола, а также приседает с ней. Другое направление - только жим штанги от груди. И здесь есть разделы. Например, спортсмен должен выжать от груди штангу максимального веса только один раз. В другом разделе надо выжимать штангу своего веса на максимальное количество подъемов – повторений.
Все виды пауэрлифтинга весьма зрелищны. В Интернете легко найти видеоролики, когда спортсмены в специальной экипировке выжимают шутки ради от груди, например, мотоцикл «Харли-Дэвидсон» весом минимум полтонны. А некоторые силачи без экипировки, только в одних шортах, «жмут», скажем, 350 кило – в три-четыре раза больше собственного веса.
Да и Павел в своих категориях - «ветеранов» и «до 82,5 килограмма», когда осенью «взял» штангу 172,5 кг, показал настоящий класс. Достаточно сказать, что его ближайший соперник смог выжать от груди штангу на 22,5 кг меньше. Хотя считается, что разрыв между спортсменами даже в 2,5 килограмма - уже много.
Красивое тело – не главное
Прошедший чемпионат мира в Киеве собрал более 350 участников из 25 стран. Павел поехал туда в компании со спортсменами из клуба People Fitness Imanta, где все они тренируются: Андрисом Лусисом, Максимом Поповым, Максимом Мавричевым и Ксенией Мельник. Все вернулись с медалями. К примеру, Попов стал абсолютным чемпионом мира в двоеборье.
А сам Павел стал первым и на чемпионате Латвии. И этой победой тоже очень гордится:
- Если в фитнесе человек «строит» красивое атлетическое тело, чтобы гармонично выглядели мышцы, то в пауэрлифтинге ты с каждым разом стремишься все к большим весам. И чем бОльшие веса ты поднимаешь, тем тебя это больше заводит. Ты, побеждая себя, доказываешь: я – мужик, я — могу, я – добился! Это как в горах, где каждый шаг – победа. Так и здесь: победа - каждый новый килограмм штанги.
Да, сейчас в Латвии такая вот общеевропейская тенденция: парень приходит в зал, но не работает с большими весами, а просто старается, чтобы мышцы были в тонусе. Раньше в том же фитнесе все было иначе, а уж тем более – в бодибилдинге, из которого он и вырос.
Тот же Арнольд Шварценеггер «работал» с фантастически большими весами. И он, и его коллеги по цеху добивались превосходных результатов: и внешне были хороши, и силовые показатели впечатляли. Теперь ситуация иная. Впрочем, все равно еще хватает людей, которые стремятся не просто «красиво подкачаться», но стараются реально работать в зале, - говорит тренер.
Вначале молодой человек просто приходит в зал, чтобы «стать посильней», а потом смотрит на старших товарищей и тренеров – и, как правило, старается «быть, как они». Да, здоровья у человека становится больше. Но если он хочет добиться высоких результатов, как, например, олимпийцы, тогда уже стремится к победам, превозмогая боль и не обращая внимания даже на серьезные травмы. Здесь четкий пример – вся жизнь Павла Григорьева.
Работаешь на износ – и побеждаешь
- Да, в зале работаешь на износ и ловишь от этого огромный кайф, хотя часто получаешь травмы. Я не жалею, например, о карьере в греко-римской борьбе, хотя там получал серьезные травмы. В 9 лет начал ею заниматься, а закончил в 18.
Во время одного международного чемпионата в 16 лет я хоть и победил, но заработал травму позвоночника – полгода не мог встать с кровати, почти не двигался, пардон, до туалета полз по натянутой веревке. Врачи меня тогда списали, из сборной Латвийской ССР по борьбе попросили…
Помогла встать на ноги одна бабка из Латгалии, лечившая заговорами. Через две недели после этого я встал, спустя два месяца вернулся в зал, еще через три выиграл чемпионат Латвии среди юниоров, а затем было еще пять побед на международных турнирах, - вспоминает чемпион.
Если бы не развал Союза, Павел, наверное, остался бы в борьбе, хотя и занимался, буквально крича от боли: уши поломаны, колени порезаны – сшивали мениски, позвоночник с затянувшейся трещиной, пальцы «выбиты», ну а растяжений и разрывов мышц по всему телу даже не сосчитать. Контактный вид спорта, причем уже большой, олимпийский, – дело серьезное. Считается, что разные направления борьбы намного травматичней бокса и карате.
Несмотря на все это, Павел в спорте остался. Во время четырехлетней службы на границе он работал тренером по рукопашному бою. После армии работал тренером по боям без правил, потом – по фитнесу, в котором до сих пор, а теперь вот еще пауэрлифтинг для себя открыл. В этом году у Павла, кстати, случились две травмы: вначале надорвал одну мышцу груди, потом – вторую. Только-только успел восстановиться к чемпионату мира – и победил.
- Я как тренер могу сказать: теперь люди стали более ленивыми. Хотя и информации больше – как надо заниматься, и специального питания полно любого, и хороших залов в Латвии много, но воли к достижению высоких результатов у людей (что молодых, что средних лет) маловато. А как же без этого? Думаю, глупо ходить в зал просто ради абстрактного понятия «быть в тонусе», важно идти за результатом.
К тому же теперь все больше людей страдает от излишнего веса, а чтобы сбросить его, важно работать буквально на пределе. А в том, что у людей нет стимула к результату, вина родителей и школы. Там теперь даже уроков физкультуры как таковых нет, а учителя боятся – не дай бог! – перегрузить ребенка, чтобы не лишиться работы. Поэтому и в спорте у Латвии нет таких побед, какие были в советские годы. Важны были стимул к победе и воля.
Я вот старым буду - тогда внуки будут на тачке в зал привозить, выбрасывать на пол, и я дальше сам к тренажерам поползу. Пока шевелишься - не ржавеешь и сердце твое работает, - подчеркивает Павел Григорьев.
А нынче он уже начал готовиться к новым чемпионатам – Европы и мира. Так держать, Павел!
Егор РЫБАКОВ.