Руководитель логопедической программы Лиепайского университета Гундега Томеле рассказала, что специалистов-логопедов в университете готовят давно, но довольно долго обучение было заочным:
«Начиная с 2006 года перешли только на дневную форму обучения, потому что решили, что заочно логопедию хорошо усвоить невозможно. Потому что нужно очень много практических занятий с детьми, то есть не только теорию, которую, конечно, мы на заочном курсе можем хорошо выучить, но практика... всё-таки это не удастся. И мы перешли только на дневное обучение, подготавливаем и теоретически, и практически. И это основная наша цель – чтобы был компетентный логопед после того, когда он окончил наш курс».
«У нас есть и русскоговорящие студенты, и я очень рада, потому что у нас небольшая проблема – что делать с русскоговорящими детьми. Потому что с маленькими детьми речевые нарушения и задержку речевого развития надо бы решать на родном языке. И русскоговорящих логопедов не так уж много. И я всегда рада, что приходят девушки из русскоговорящих семей, которые оканчивали русские школы, и они, конечно, учатся на латышском языке, но им всегда я говорю, что «вы должны еще смотреть и логопедию на русском языке, как звукопроизношение должно правильно на русском быть...
Студенты всегда имеют доступ к очень хорошей специальной литературе на русском языке. И если мы их уже обучили на латышском языке, и если это думающие студенты, то есть они могут логично сами все сопоставлять, они очень успешно решают эти вопросы. И конечно, они проходят практику – в русских детских садах, в русских школах, и там они еще это и укрепляют, вот эти специфические знания. И конечно, они могут учить русский язык дополнительно, тогда надо и на фонетику посмотреть.
У нас тоже здесь русский язык как иностранный язык преподается, и я даже советую иногда студентам иностранный язык брать как русский язык, потому что это важно для общения и для работы с русскоговорящим населением», - говорит Томеле.
Логопедические проблемы год от года становятся всё актуальней. Гундега Томеле привела данные исследования своей коллеги, председателя Латвийской ассоциации логопедов Байбы Трините – в 2015 году 35% детей школьного возраста нуждались в логопедической помощи.
Логопеды Элина Антонюк и Валерия Егерова работают в одном из лиепайских детских садов, где есть логопедические группы. Они согласны с мнением Гундеги Томеле.
Они говорят, что таких детей стало не просто больше, а целая масса.
Дети с нарушениями речи хуже учатся в школе, и в дальнейшей жизни и карьере у человека с «кашей во рту» может быть не все гладко. Причины нарушений речи и как помочь детям – тема отдельного разговора. А для того, чтобы логопеды могли грамотно и эффективно работать, специалистов надо подготовить.
Гундега Томеле рассказала, что будущих логопедов учат работать с людьми всех возрастов – от малышей до взрослых. На первом курсе изучают общие вопросы логопедии, основы медицины, лингвистики, психологии, педагогику.
К комплексным нарушениям речи специалисты относят те, которые возникли на фоне интеллектуального отставания, нарушения слуха, других проблем. На четвертом курсе изучают клиническую логопедию, то есть работу со взрослыми. Специалисты, подготовленные Лиепайским университетом, очень востребованы, они работают не только в Курземе, но и в Риге, Видземе, Латгале.