В общем, пирог грандиозный, и доля России в нём далеко не последняя. Как-никак, ещё в 2015 г. наша страна обошла Саудовскую Аравию и стала крупнейшим мировым экспортёром нефти. По газу ситуация аналогичная, только здесь мы бодались с Катаром. В 2016 г. мировой успех закрепили. Цифры такие. Всего РФ за год добыла 547, 5 млн т нефти и конденсата, из них 253, 8 млн т, то есть без малого половина, пошли за рубеж. Причём в СНГ отгрузили только 18 млн т, тогда как 235, 8 млн т нефти уехали в дальние страны, от Индии до Африки и Европы. Это лучший показатель в истории, в 2012–2014 гг. мы отправляли на экспорт 220–240 млн т нефти, в 1990‑х гг. экспорт не дотягивал до 150 млн тонн. В 2017 г. показатель поднялся ещё на 4%, с января по июнь Россия отправила за рубеж более 120 млн т чёрного золота.
Что это значит в глобальном плане? На мировой арене наша нефть четвёртый год подряд круто теснит конкурентов, мы перетряхнули позиции, захватив опорные высоты, о которых несколько лет назад можно было только мечтать. Отголоски этих сражений постоянно мелькают в деловых новостях. Буквально на днях западные СМИ с тревогой отметили два факта.
Во-первых, по итогам прошлого года Россия впервые стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, вытеснив Саудовскую Аравию. Мало того, доля арабов в Китае рухнула до 10%. При этом речь о главном мировом поле нефтяных боёв, потому что КНР теперь – крупнейший покупатель нефти. Восточный сосед завозит 8, 8 млн бочек в сутки. Для сравнения: Япония берёт 4, 5 млн, Индия – 2, 5 млн, Германия с Южной Кореей закупают по 2, 3 млн бочек в год. Это произошло на фоне изрядных энергетических перемен, Пекин был вторым после США, но в 2017 г. компартия решила свернуть развитие китайской угольной энергетики, сделать ставку на нефть и газ, резко нарастила ввоз энергоресурсов.
Во-вторых, на наши энергоресурсы круто поднажала Европа. На фоне всей санкционной словесной пурги ЕС тихой сапой ставит рекорды по ввозу российского газа. Как с удивлением отметили североамериканские деловые СМИ, в августе 2017 г. экспорт нашего голубого топлива в ЕС вырос до рекордных в истории 562 млн кубов в сутки. Спрос такой, что трубопроводы «Ямал – Европа» и «Северный поток» перегружены. Даже в суровую для Европы зиму 2016 г. закупали только 539 млн куб. в день. Сейчас России принадлежит треть всего громадного европейского газового рынка, доля больше, чем до начала нефтяного кризиса.
Всё это на фоне феноменального провала США, рассчитывавших залить Европу своим сжиженным газом (СПГ), потеснив нашу страну. Только в 2016 г. Соединённые Штаты нарастили сжижающие мощности с 36 до 78 млн куб. в сутки, к 2018 г. собирались поднять до 108 миллионов. Затея погорела фантастически, за весь 2016 г. ЕС закупил в США совершенно смешные 0, 5 млрд кубов, тогда как в России взяли более 178 миллиардов. Польша с Германией прямым текстом заявили: заокеанский газ безумно дорогой. Правда, поляки всё же отгрохали огромный терминал для приёма СПГ на 5 млрд куб. в год в порту Свиноустье. Теперь не знают, как быть, – надеялись перевести его на газ из Катара, но он попал в блокаду.
Надо сказать, после провала в Европе Вашингтон пытался спихнуть газ в Латинскую Америку, но и тут провалился. За весь прошлый год в Бразилию, Чили и Аргентину удалось пристроить только 1, 5 млрд куб., весь американский экспорт СПГ как таковой не дотянул даже до 5 миллиардов.
Предпосылки понятны. До недавнего времени расклад был прозрачный, почти 70% поставок саудовской нефти шло в Юго-Восточную Азию, Россия доминировала на рынках Европы, США брали нефть у соседей в Канаде, Мексике и Венесуэле, также подкачивали у арабов. Правда, конкретно Эр-Рияд отправлял туда только 16% добычи (в Европу 10%). В то же время у России на Евросоюз приходилось 80% экспорта чёрного золота.
В общем, типичная ситуация с негласным распределением мировых рынков на зоны влияния. Но теперь мировая нефтяная карта перекраивается на глазах. Первая ласточка мелькнула задолго до кризиса: ещё в 2009 г. Россия подписала нашумевший 25-летний контракт с КНР на поставку 300 млн т нефти. В 2013 г. цифру увеличили до 665 млн тонн.
В ответ на тот первый восточный рывок с севера Эр-Рияд поначалу хранил ледяное молчание, но потом пошли первые цифры, и разразился зубовный скрежет. Потому что к 2016 г. наша страна нарастила поставки настолько, что захватила 14% китайского нефтяного рынка. Самого большого рынка на планете. Одновременно доля многолетнего властелина китайского нефтяного пространства, Саудовской Аравии, рухнула с четверти до 12%.
Это были первый звонок колокола нового нефтяного мира и первый заметный успех. Следующим ударным направлением для российского прорыва стала Индия. В апреле 2016 г. деловые круги потрясла сенсация: Россия впервые в истории начала масштабный экспорт нефти в эту страну. Зарубежные издания пестрили заголовками в духе – РФ открывает новый нефтяной фронт. Речь о гигантском объёме, поскольку Индия – четвёртый по величине мировой покупатель чёрного золота, при этом по объёмам закупок нефти она уступает не так много. Мало того, индийская экономика третий год подряд растёт быстрее китайской. По прогнозам к 2025 г. эта страна может стать вторым в мире покупателем нефти, при этом на импорт придётся 90%. Вот оно, новое поле для боя, будущее золотое дно.
Надо сказать, мы долго не могли закрепиться на этом стратегически важном плацдарме, даже в 2015 г. российские поставки нефти в Индию составили смешные 150 тыс. тонн. Индия традиционно ориентировалась на саудовскую нефть, второй там была Венесуэла. Особая тема – дешёвая иранская нефть, которую индусы то покупают с избытком про запас, то полностью отказываются от неё, чтобы сделать реверанс к визиту президента США. В любом случае теперь всё изменится. Россия выкупила половину одной из крупнейших индийских нефтяных компаний – «Эссар Ойл». В планах нарастить мощности её предприятий до 60 млн т в год. Это не только первые широкие ворота в Индию, также «Эссар» активно возит нефть в Африку, у неё три огромных нефтеперерабатывающих завода на Чёрном континенте. Плюс сеть в 2, 5 тыс. бензоколонок по всей Азии.
Кстати, на экспорт в Азию пойдёт наш новый особо качественный, лёгкий нефтяной сорт нефти марки ВСТО. По плану она скоро станет второй по объёмам экспорта базовой российской смесью после широко известного «Юралс». Естественно, она будет дороже этого классического сорта, более прибыльная. ВСТО, известная в мире как ESPО, отличная восточносибирская смесь, она лучше, чем основной для азиатского региона дубайский сорт нефти. Вообще всего у России пять экспортных марок нефти, включая сахалинский «Сокол» и «Сибирскую лёгкую». Но пока на «Юралс» приходится более половины экспорта.
Что в итоге? Скажем прямо, Россия стала глобальным игроком, который окреп настолько, что перекраивает мировой рынок энергоносителей, огромную поляну в триллионы долларов. Мы атакуем соперников на ключевом, азиатском, направлении и быстро продвигаемся, захватывая новые территории. Также десантировались в Африку, успешно обороняем Европу.
Дальше задача ещё важнее. Двигаться надо не только вширь по географии, но вглубь по качеству. В цифрах по тоннам мы первые, но также стоит взглянуть на деньги. Тут мировой рейтинг меняется, первой будет всё та же Саудовская Аравия, в прошлом году заработавшая на экспорте нефти 136 млрд долларов. Россия получила практически вдвое меньше – 73, 7 миллиарда. Что интересно, третьим в этом рейтинге вышел Ирак с цифрой 46 млрд долл., за ним идут Канада и Эмираты, у которых по 39–40 нефтяных миллиардов. Третий эшелон – Нигерия, Кувейт и Ирак с заработками 25–30 миллиардов.