В прокат выходит новый фильм культового режиссера Такеши Китано — комедия о якудза пенсионного возраста «Рюдзо и семеро бойцов». Китано пародирует законы криминального жанра с помощью шуток о старческом треморе, артрите и нехватке пальцев на гангстерских руках — а заодно отпевает якудза-кино как таковое. Режиссер рассказал о своем новом фильме, смерти якудза и кризисе японского кино.
«Рюдзо и семеро бойцов» кажутся не только пародией на кино о якудза, но и признанием в любви во многом определившим его актерам, которые играют здесь гангстеров-пенсионеров.
Вот еще! Ничего подобного я не задумывал. Я всего лишь хотел экранизировать свой рассказ «Клуб золотых лет якудза», опубликованный в интернете около 10 лет назад.
Но так или иначе вы собрали на площадке старую актерскую гвардию.
Причем у них оказалось больше сил и энергии, чем я думал. Честно говоря, боялся, что кого-то из актеров хватит удар или кто-нибудь умрет от старости, не дав мне доснять фильм. К счастью, все дожили до конца съемок.
Вы противопоставляете старикам-якудза современных гангстеров — вежливых типов в костюмах, больше похожих на клерков, чем на бандитов.
Да, я хотел снять сатиру на реалии современной Японии, где мошенниками или вымогателями могут оказаться приличные на первый взгляд люди. Кроме того, мне было не обойтись без гангстерских обстоятельств — в сюжете часто фигурировало оружие, а в Японии только две категории населения ходят с пистолетами — бандиты и полицейские. Если бы я всучил по пушке обывателям, мне бы попросту никто не поверил.
Вы в «Рюдзо и семерых бойцах» высмеиваете многочисленные клише кино про якудза. Очевидно, что для этого нужно быть фанатом жанра.
В «Рюдзо» и правда много стереотипных для кино про якудза персонажей и мотивов, но не могу сказать, что на меня повлиял этот жанр или какие-то отдельные картины. Вообще, во многих своих предыдущих фильмах, вплоть до «Полного беспредела», я стремился отказаться от традиционного стиля якудза-кино и придумать свой собственный — чтобы с его помощью обновить жанр, сделать его более реалистичным.
В чем, как вам кажется, причины упадка кино про якудза? В том, что теперь главные гангстеры больше напоминают чиновников?
Я убежден, что жанр якудза-боевика не то что в упадке — он на самом деле умер давным-давно. Если в последние 10-20 лет тут и были удачи, то это заслуга конкретных фильмов, сам же жанр бесконечно устарел и утратил правдивость.
Сильно ли различается ваш подход к юмору в кино и на телевидении, где вы тоже много работаете, причем как раз в комическом амплуа?
На телевидении я часто импровизирую — мои скетчи строятся именно на этом. В кино все иначе — это куда более сложно устроенный и отнимающий намного больше времени процесс, поэтому приходится полагаться на репетиции и тщательную работу над сценарием.
Вы успели поработать чуть ли не во всех жанрах. В каком сейчас чувствуете себя комфортнее всего?
У меня нет любимого жанра, наоборот, могу сказать, что мне всегда было интересно смешивать в своем кино разные жанры. У меня всегда есть в запасе 5-6 идей для нового фильма, я предлагаю их продюсерам, и уже они решают, на какой проект дать мне денег. Выходит, что жанр выбирают они. Я же работаю в первую очередь с идеями, и они иногда соединяются в нечто неожиданное.
Есть ли в современном японском кино режиссеры, которых вы могли бы назвать своими последователями?
Ни одного. Это дело критиков и журналистов — находить такие связи.
Вы неоднократно и жестко критиковали японскую киноиндустрию. Вы все еще чувствуете себя в ней изгоем?
Да, причем не только в киноиндустрии, но и на телевидении, и в стэндап-комедии. Я всегда с цинизмом относился к тому, что меня окружает. Так я выражаю себя, и на этом же цинизме строится мой авторский стиль — и в кино, и на ТВ, и в комедии.
В чем же заключаются основные проблемы современного японского кино?
Японскую индустрию сейчас целиком и полностью контролируют крупные киностудии — они давят на кино, подвергая его чрезмерной коммерциализации. Из-за этого огромного давления у хороших, но независимых фильмов и талантливых молодых режиссеров почти нет возможности играть в японском кино хоть сколь-нибудь заметную роль.