— Можно ли говорить о сенсации?
— Скорее — о сюрпризе. То, что в этом районе находились укрепления — оборонительные валы, бастионы, — историкам хорошо известно. Сохранилось немало исторических карт, на которых видны их контуры. Неожиданностью стало то, что обнаруженные фрагменты кирпичной стены бастиона хорошо сохранились. Почему фрагменты? Потому что бОльшая часть бастиона проходит под набережной 11 Ноября и мы не можем там продолжать работы. Остается лишь предполагать, что и все остальное сохранилось так же хорошо…
— Каким временем датируется строительство бастиона?
— Точных сведений нет, но я придерживаюсь данных известного историка и этнографа Иоганна Бротце, который на одном из своих рисунков указал: 1698 год. Марстальский бастион, как и Триангула, находился на одной линии укреплений, у Даугавы, и был последним участком в системе рижских оборонительных бастионов. БОльшая их часть была построена в середине XVII века, линия у Даугавы — в конце XVII и начале XVIII столетия. Помимо Риги, были бастионы и за чертой города — Цитадель, Кобронсканста — в Задвинье, в Усть–Двинске.
В середине XIX века система городских укреплений, в том числе бастионы, была разрушена. Она уже давно стала неэффективной, а к тому времени начала мешать развитию города, который вырывался за пределы крепости — на нынешнее бульварное кольцо. Тогда снесли и саму крепостную стену, и бастионы. Часть — полностью, другие, как, например, Марстальский или Триангула, — частично.
— Какой из двух лучше сохранился?
— Триангулу откопали полностью, здесь — лишь фрагменты. Если говорить о них, то сохранившиеся каменные стены здесь выше. Выше и уцелевшие внутренние помещения.
Фрагменты Марстальского бастиона хорошо сохранились.
— Из какого материала строили бастион?
— В основном из доломита. Широко использовали так называемый ракушечный доломит красноватого цвета. Этот материал считался особо хорошим. Кстати, рядом с бастионом можно увидеть и фрагменты средневековой крепостной стены города. Уже над землей. Там использовались и доломит, и кирпич.
— А были ли находки в самом бастионе? Скажем, амуниция того времени?
— Найдено много каменных ядер. А еще предметов быта. От стеклянных бокалов и керамических кружек до фрагментов бутылки из–под рижского бальзама. Но этим согревались не защитники бастиона. Все это — предметы более позднего времени. В землю они попали при сносе рижских городских укреплений из других культурных слоев.
— Смогут ли фрагменты бастиона увидеть и рижане, гости города?
— Вынуждена разочаровать любителей истории — не слышала о планах по консервации объекта. Скорее всего, в ближайшие годы его нельзя будет увидеть, и он будет вновь засыпан. Почему с Триангулой поступили иначе? Те укрепления проходят дальше от главных магистралей, здесь же рядом набережная 11 Ноября, интенсивное движение. Поэтому там была возможность построить над бастионом помещение. Теоретически это можно было бы сделать и здесь. Но для этого нужно было бы поднять выше дорогу — отдельные фрагменты стены бастиона проходят всего в 20 см под асфальтом. Пришлось бы радикально перестраивать улицу. Не исключаю, что в перспективе такая возможность может появиться.
Но в любом случае это важная находка. Теперь точно известно, в каком состоянии сохранились фрагменты Марстальского бастиона…
— Несколько лет назад проходили раскопки и на месте еще одного бывшего оборонительного укрепления — Кобронсканста. Были ли там открытия?
— В Торнякалнсе начиналось строительство крупного университетского комплекса, и работам предшествовали раскопки. Это были серьезные археологические изыскания, которые возглавил университет. Были и очень интересные находки. Например, хирургическая пила XVII века для операций. Она применялась в военные годы при ампутациях во время тяжелых ранений. Ничего подобного в Балтии не находили. Были найдены и фрагменты мечей, предметов быта.
В последние годы археологи все чаще работают за чертой Старого города. Там, конечно, не так много средневековых находок, но все же достаточно интересного. Так, при раскопках у Старой церкви Гертруды найдены средневековые захоронения XVI–XVII веков, а в них — украшения далеких лет. Почему захоронение было возле церкви? До конца XVIII столетия усопших хоронили возле церквей, прямо в городе. Кладбища были и у церкви Петра, Домской, Конвента Святого Духа… Уже позднее Екатерина II повелела хоронить за пределами города — во избежание эпидемий. Так появилось Большое кладбище в районе нынешней улицы Миера…
Стеклянный бокал.
— Бытует много легенд о подземных ходах под Ригой. Что на самом деле?
— Такие ходы действительно существовали. В частности — в системе бастионов. Еще в 1970–е при строительстве гостиницы "Ридзене" в районе бульвара Райня были обнаружены фрагменты подземных ходов. Да и мы во время последних раскопок в Марстальском бастионе нашли помещение с подземным ходом. Одна арка выходит к Даугаве и продолжается под улицей… Находят подземные ходы и в жилых домах. В Средневековье у торговцев жилье и склад были в одном доме. Под домом сооружали погреб, который нередко вел под улицу.
— Вы принимали участие в раскопках на месте бывшего русла реки Ридзене. Не было ли находок, относящихся к донемецкому периоду истории Риги — XII столетию?
— Самое старое, что найдено за все время археологических раскопок в Риге в 1950–70–е годы, — места двух поселений. На площади Алберта — у бывшей реки Рига, а также у Даугавы — в районе улиц Пелду и Уденсвада. Там были обнаружены жилые строения с печью, большое количество разных предметов быта, украшений.
— Археологических раскопок все больше. А кто участвует в них? Готовят ли сегодня в Латвии археологов?
— За последнее десятилетие в археологию пришло много молодежи — около 30 человек. По образованию большинство историки. Участвуют в раскопках и сотрудники музеев, Института истории Латвии, частных фирм, имеющих опыт участия в археологических изысканиях.
— Рижское подземелье хранит еще немало тайн. Ваша самая большая мечта?
— Самое приятное в нашей работе — это то, что всегда поджидают неожиданности. Но никогда нельзя заранее прогнозировать, что найдешь. Рассчитываешь на одно — получается другое. Не всегда со знаком плюс. Бывает наоборот. Как в случае с фрагментами Марстальского бастиона…
Илья ДИМЕНШТЕЙН.
Старинные каменные ядра, найденные при раскопках.