Как сказал журналистам главный экономист Swedbank Мартиньш Казакс, на практике институционные различия с Россией еще больше, так как индекс не может полностью отражать политические риски.
Более тесная интеграция других стран региона между собой и освоение рынков сбыта в других странах мира могут уменьшить негативное влияние российских рисков, отметил он.
BSI Латвии за год практически не изменился и в этом году составляет 6,8 пункта. В Латвии BSI в этом году такой же, как в Литве, но ниже, чем в Эстонии и в среднем в регионе.
"Даже если в некоторых сферах были известные улучшения, конкурентны осуществили их быстрее, и относительная позиция Латвии не изменилась (например, в сфере инноваций) или даже ухудшилась (например, в сфере рынка финансов). Только в двух сферах в Латвии заметны улучшения, по сравнению с конкурентами - в предпринимательстве (начало бизнеса, регистрация собственности) и управлении (власть права и уменьшение коррупционных рисков)", - указано в обзоре Swedbank.
Темп роста экономики в Латвии приблизился к своему потенциалу - около 3%, что медленнее, чем раньше. Представляется вполне вероятным, что рост может кратковременно превысить свой потенциал, с развитием кредитования и инвестиционного цикла, и продолжить разогревать рынок труда.
Для содействия потенциальному росту и уменьшения возможных рисков перегрева необходимо повышать производительность, но политики действуют медленно и нерешительно, указывает Swedbank.
Сильному росту зарплат способствовали сравнительно высокая структурная безработица, сокращение числа жителей трудоспособного возраста, риски эмиграции из-за разницы в уровне зарплат с более зажиточными странами, а также повышение минимальной зарплаты.
Производительность труда по-прежнему растет медленнее, чем зарплаты, негативно влияя на конкурентоспособность, рост потребительских цен по-прежнему близок к нулю.
Страший экономист Swedbank Лия Страшун указала - латвийская экономика, в том числе предприятия, домохозяйства и финансы государства, сейчас намного устойчивее к потрясениям, сбалансированнее и структурно сильнее, чем в предыдущий период экономического перегрева, и в будущем перегрев может быть более выраженным в определенных сферах (дефицит рабсилы в определенных профессиях или нехватка высоко квалифицированных работников, разный темп регионального развития), но менее - в экономике в целом.
Латвийские политики отстают от экономического цикла, продолжая сравнительно медленно реагировать на вызовы в экономике, например, риски перегрева, считают экономисты Swedbank.