Новый газопровод должен быть построен к 2022 году. Тогда истечет контракт Польши на российский газ. И поляки не хотят продолжать зависеть от России.
Об этом рассказал генеральный директор польской газотранспортной системы «Газ-систем» (Gaz-system) Томаш Штепин (Tomasz Stepien), когда приехал с визитом в Стокгольм.
70% потребляемого Польшей газа приходит из России. Эта зависимость не нравится полякам, в том числе и по экономическим причинам. Когда один из поставщиков так сильно доминирует, становится трудно договориться о снижении цены.
Но есть и другие факторы.
«Мы в очень неприятном положении. Стабильности нет, у нас было несколько газовых кризисов, которые ударили по польской экономике. Сейчас мы хотим полностью заменить российский газ другим», — говорит Томаш Штепин.
Добиться этого поляки хотят, построив вместе с Данией новый газопровод, который свяжет норвежские газовые месторождения с Польшей. Трубопровод частично пройдет через шведскую экономическую зону, и Томаш Штепин как раз приехал в Стокгольм, чтобы встретиться со шведскими властями, прежде чем просить разрешения на строительство трубопровода.
«Этот проект важен для Швеции, поскольку он способствует безопасности во всем Балтийском регионе», — говорит Томаш Штепин и рассказывает, что Польша подключит и Прибалтику, и Украину к новой газовой сети, идущей не из России.
Польша и Дания рассчитывают вложить в строительство нового газопровода примерно 15 миллиардов крон (около 105 миллиардов рублей — прим. перев.). Они также надеются заменить часть угля, который в больших количествах сжигает Польша, газом.
Это может звучать странно, ведь речь идет о замене одного ископаемого топлива другим, которое так же усиливает парниковый эффект.
«Совершенно верно, мы в каком-то смысле привязываем себя к ископаемому топливу. Но наша проблема состоит в том, что мы получаем большое количество энергии от сжигания угля, а он дает много выхлопов и загрязняет воздух. С помощью газа мы сможем быстро перестроиться и избавиться от большой доли загрязнения в городах», — объясняет Томаш Штепин.
Он преподносит природный газ как способ перехода на более экологичные формы получения энергии, пусть такой переход и продлится, вероятно, немало лет.
Проект затрагивает Швецию во многих отношениях. Например, «Газ-систем» утверждает, что если Польша начнет сжигать меньше угля, это благотворно скажется и на воздухе в Швеции.
Но самые очевидные последствия мы сможем наблюдать на юге Балтийского моря.
По информации Всемирного фонда дикой природы, в Балтийском море осталось всего 500 морских свиней, и их причисляют к видам, находящимся под серьезной угрозой исчезновения.
Однако экологи предостерегают, что прокладка труб может сказаться на рыболовстве, и предупреждают, что в районе, где по плану должен пройти трубопровод, ранее могло быть затоплено химическое оружие.
«У нас есть решения для всех вероятных экологических проблем. Это касается и морских свиней», — говорит Томаш Штепин.
В первую очередь он надеется, что шведское правительство без промедления даст разрешение на строительство трубопровода в Балтийском море к югу от Сконе.
Разрешение, конечно, выдадут. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, шведское правительство едва ли может остановить строительство. Однако можно выдвинуть условия реализации проекта.
С точки зрения Польши важнее всего, чтобы разрешение выдали незамедлительно. Ведь иначе Польша не сможет сразу перейти на норвежский газ, когда истечет ее контракт с Россией. А вновь оказаться в зависимости от России «Газ-систем» не хочет.
«Если Швеция хочет помогать другим улучшать климат, ей следует разрешить и наш трубопровод», — говорит Томаш Штепин.
Строительство газопровода по плану должно начаться весной 2020 года. Осенью 2022 года по трубам должен пойти первый газ. Шведское правительство примет решение по заявке, вероятно, не ранее осени 2019 года.
В дополнение к солнцу и ветру
Предполагается, что газопровод «Балтийская труба» (Baltic Pipe) будет транспортировать природный газ с норвежских месторождений в Польшу через Данию. Трубопровод пройдет по дну Балтийского моря мимо Швеции, к югу от Сконе, и у датского Борнхольма свернет в сторону Польши.
С помощью этого газопровода Польша хочет уменьшит свою зависимость от российского природного газа и снизить потребление угля. Природный газ будет использоваться в качестве дополнения к энергии, получаемой от солнца и ветра.
Томас Аугустссон (Tomas Augustsson)
inosmi.ru