Партия настаивает, что не имеет отношения к экстремизму и является вполне демократической организацией. Однако некоторые региональные отделения АдГ уже официально признаны экстремистскими.
Федеральное ведомство по защите конституции (BfV), которому поручено изучать угрозы конституционному строю Германии, отнесло АдГ к «подозреваемым в экстремизме» в 2021 году. После жалобы АдГ административный суд Кельна подтвердил законность этой классификации в марте 2022 года.
Партия подала апелляцию на решение суда первой инстанции, которая в настоящее время рассматривается и решается Высшим административным судом земли Северный Рейн-Вестфалия в Мюнстере.
Тем временем BfV намерено пойти еще дальше, классифицировав АдГ как «доказанную правоэкстремистскую» группу на федеральном уровне, вместо того чтобы каждый раз вести длительное расследование для проверки подозрений в экстремизме.
Во вторник суд отклонил просьбу АдГ о предоставлении дополнительного времени для изучения тысяч страниц судебных документов. Адвокат АдГ потребовал отвода всей судейской коллегии, заявив, что опасается предвзятого отношения.
Суд отклонил это требование, посчитав его злоупотреблением правами истца. Однако обвинения в предвзятости, по всей видимости, охотно подхватят сторонники партии, которая позиционирует себя как аутсайдер, борющийся за простых людей против истеблишмента, и занимает 78 из 736 мест в Бундестаге.
Если Высший административный суд в Мюнстере подтвердит решение суда низшей инстанции, Федеральное ведомство по защите конституции сохранит за собой право использовать против партии весь спектр доступных спецслужбам средств, от прослушивания телефонов до вербовки информаторов внутри партии.
Признание АдГ экстремистской организацией ослабит ее позиции на западе Германии, где электорат партии и так невелик, а избиратели настороженно относятся к организациям, подозреваемым в экстремизме.
Это также может осложнить возможные альянсы с другими европейскими правыми: например, глава французского «Национального объединения» Марин Ле Пен уже предупредила, что неприкрытый расизм может затруднить сотрудничество с ее партией.
В суде АдГ оспаривает решение от 2021 года, согласно которому она попала под следствие как партия, подозреваемая в правом экстремизме. Федеральное ведомство по защите конституции, ранее считавшее АдГ «предметом интереса», затем решило, что партия становится все более радикальной, и теперь она считается «подозрительной».
Ранее для определения потенциальной угрозы демократии со стороны АдГ можно было использовать информацию, находящуюся в открытом доступе: статьи в газетах и на онлайн-порталах, телерепортажи и видео в интернете, выступления членов АдГ в парламенте и на партийных съездах.
«Подозрительный» статус АдГ позволяет властям использовать секретные методы для наблюдения за партией и ее членами, например, привлекать членов АдГ и связанных с ней лиц в качестве информаторов. При определенных обстоятельствах можно также вести прослушку.
Если апелляция АдГ в Высшем административном суде окажется успешной, эту слежку придется прекратить.
Но если АдГ проиграет апелляцию, то, скорее всего, начнутся дебаты о запрете партии. Для этого предстоит доказать, что АдГ намеревается вести борьбу против свободного демократического конституционного порядка в Германии.
По закону решение о запрете партии должен принимать Федеральный конституционный суд. Запрос на запрет может быть подан федеральным правительством, Бундестагом или Федеральным советом.
Однако большинство немцев настроены скептически: согласно ежемесячному опросу, проводимому компанией infratest-dimap, в феврале 2024 года 51% высказался против запрета АдГ.
Еще одним способом ослабить силу партии может стать лишение ее государственного финансирования. Это основной источник дохода для большинства партий, помимо членских взносов и пожертвований.
Среди экспертов, однако, нет единого мнения о том, возможно ли перекрыть финансирование АдГ и насколько вообще вероятен запрет партии.