Терминал собираются разместить на полуострове, на косе у форта Кометы, на левом берегу Даугавы — у того места, где Даугава впадает в Рижский залив. Общая площадь земельного участка — 25 гектаров. Ближайший жилой район Даугавгрива находится примерно в километре от территории планируемого терминала, микрорайон Болдерая — в 2,5 км.
Панируемый оборот терминала — 10 млн. тонн грузов в год. Из них 20% химических веществ и смесей планируется импортировать, 80% — экспортировать. Импортируемые продукты собираются доставлять на танкерных судах и переваливать в железнодорожных резервуарах, а затем — в железнодорожных цистернах. В свою очередь, экспортируемые продукты хотят доставлять сюда по железной дороге, переваливать в резервуары, а затем на танкерные суда, для обслуживания которых предусматриваетс
Большая часть грузов, предусмотренных для перевалки, — опасные вещества и их смеси. К примеру, акрилонитрил в группе смертельных ядохимикатов идет сразу после цианистого калия…
Третья попытка
Жительница Болдераи, инициатор создания общественной организации BolderAjas grupa Сандра ЯКУШОНОКА рассказывает "ВЕСТЯМ", что это уже третья попытка строительства терминала. В том же месте и с теми же объемами.
— Первая была предпринята еще в 2002 году. Тогда на пути заказчиков встала Государственная инспекция по охране памятников, присвоившая форту Кометы статус памятника культуры. Вторая — в 2012 году. Заказчикам строительства тогда удалось найти соглашение с инспекцией, прошли они и процедуру оценки влияния терминала на среду. Но на пути строительства встала Рижская дума. В прошлом году она единогласно выступила против строительства опасного терминала, — разъясняет г–жа Якушонока.
"Я обеими руками за развитие порта, за появление новых рабочих мест. Но строительство терминала в этом районе вызывает много вопросов: как будут обстоять дела с защитой окружающей среды, безопасностью, организацией сообщения, комфортом жителей Болдераи и Даугавгривы? Не позволим строить терминал, пока на эти вопросы не будут даны исчерпывающие ответы", — заявил тогда председатель Рижской думы Нил УШАКОВ.
В свою очередь, Baltic Oil Terminal подал в суд Административног
И вот заказчики вновь ломятся в ту же дверь.
"Не хотим жить на пороховой бочке!"
При строительстве такого рода объектов первостепенное значение должно придаваться мнению народа — тем, кому жить поблизости. Во всяком случае, в цивилизованной Европе, на которую Латвия так хочет быть похожей. В Даугавгриве народ уже не раз высказывал отношение к строительству: было собрано около 13 тысяч подписей противников строительства. Не молчит народ и сейчас. В ходе нынешнего обсуждения получено 3 685 отзывов. Поддержали строительство 235 жителей, 3 450 высказались против.
Вы спросите: а кто был "за"? Возможно те, кто верит обещаниям заказчиков о том, что терминал — миллионные инвестиции, сотни рабочих мест?
— "За" на собраниях всегда выступают одни и те же люди, которых заказчики строительства привозят с собой на автобусе, — рассказывает "ВЕСТЯМ" наш читатель из Болдераи Сергей. — Когда мы спрашиваем, откуда вы, представьтесь, они отвечают — из Олайне, Иманты, Золитуде, Зиепниеккалнса… Заказчики пытаются создать видимость плюрализма — на одного местного жителя, выступающего против, тут же находится засланный казачок…
По словам Сергея, народ долгое время был не в курсе того, что началась третья попытка получить разрешение на строительство терминала, и в рамках оценки влияния его на среду уже идет общественное обсуждение:
— В "Диене" была об этом заметка, но что, все жители Болдераи обязаны читать "Диену"? А потом заказчики в кафе провели первое собрание. Местных жителей там практически не было. Поэтому, когда мы узнали, удалось его аннулировать. И уже по–настоящему первое прошло в Даугавгриве, в филиале Морской академии…
Не сказать, что совсем уж рядом для местных жителей, особенно для бодерайцев, и все равно народ пришел.
— Не мог не высказать отношение к тому, что собираются сделать с нами, да и с Ригой. По сути — посадить на пороховую бочку. Вспомните, что было в июне под Киевом, когда вся Украина долго боролась с пожаром на местной нефтебазе. А она в разы меньше планируемого у нас терминала. Случись что — вся Даугавгрива окажется в мышеловке. Она так устроена, что во время ЧП оттуда не выбраться. Год назад, когда автобус упал в воду, люди долго не могли ни въехать, ни выехать из района, — продолжает активист.
Его соседка по жилмассиву Людмила ПОХОМОВА возмущена циничностью самой постановки вопроса: оценка влияния терминала на среду.
— О чем спрашивать — конечно, среда улучшится, мы все только выиграем, — горько шутит она. — А если серьезно, то в опасности окажется весь город: железная дорога, по которой будут подвозить грузы на терминал, проходит через центр. А мы вдобавок потеряем в жилье, себестоимость которого резко подешевеет. Кто захочет переезжать к пороховой бочке — пусть и у моря? Народ десятилетиями вкладывал в жилье — и тут на тебе…
Еще один активист "болдерайской группы", тоже Сергей, обращает внимание на такие детали:
— Даугавгрива обычно в числе первых получает удары природных катаклизмов. Любой ураган, шторм — и район на грани затопления. А в 1968 году Даугавгрива полностью оказалась под водой. Где гарантии, что такой же ураган не повторится — и под водой не окажется уже терминал? А это — "конечная точка" не только для района, который когда–то поднимал великий Петр, но, по существу, для всей Риги. Химия, нефть попадают в залив — и прощай, морская фауна и флора! Прощай, Юрмала! Нам обещают десятки и сотни новых рабочих мест. Но через несколько лет рабочие места ни нам, ни нашим детям не будут нужны — понадобятся больницы и квалифицированны
Дума позицию не изменила
А что городские власти: не изменилась ли их позиция за это время?
Мнение ее для "ВЕСТЕЙ" озвучил председатель Комитета городского развития Рижской думы Максим ТОЛСТОЙ:
— Рижское самоуправление, конечно, поддерживает развитие порта и создание новых рабочих мест. Однако строительство терминала в этом месте вызывает много вопросов — что будет с защитой среды, безопасностью, организацией транспортного сообщения, комфортом жителей? Создание подобных терминалов по перевалке нефте— и нефтехимических продуктов может существенно повлиять на среду, культурное и природное наследие. Тот, кто развивает этот проект, и прежде не мог представить убедительные аргументы в пользу строительства, поэтому дума не поддержала его. Мы не разрешим строить терминал, пока на все вопросы не будут получены полновесные ответы…