О положении жителей Латвии, которые вышли на заслуженный отдых, можно судить на примере опроса, проведенного Обществом пенсионеров из Скривери. В городе живут 116 пожилых людей, из которых 28 получают пенсию в размере до 200 евро, 47 – до 250, остальные – до 300 евро и больше.
Треть опрошенных пенсионеров признались, что испытывают трудности с визитом к врачу (специалисту), поскольку для этого приходится тратить деньги на поездку в Ригу, Екабпилс или Огре. Еще примерно у трети не хватает денег на покупку выписанных лекарств, почти у половины – средств на таблетки хватает лишь частично.
Рига
Так как живут пенсионеры на «среднюю» пенсию, и о чем они хотели бы рассказать премьер-министру Марису Кучинскису? Говорит рижанка Бригита Рипа, стаж 42 года, пенсия 264 евро, но имеется дополнительный доход:
– Я почти всю жизнь трудилась на радиозаводе. В 1992 году меня пригласили на работу в социальную службу, которая только образовалась. В этой структуре я проработала еще восемь лет, пока не вышла на пенсию в 2000 году. Муж умер восемь лет назад. Вдвоем было легче выживать, даже при маленьких пенсиях. Сейчас труднее. Моя пенсия 264 евро с «копейками». За квартиру и коммунальные услуги летом набегает до 100 евро, зимой 150-170 евро. В магазине, как правило, покупаю хлеб, творог, маргарин, мясо. Не скажу, что приходится от чего-то отказываться, скорее ограничиваю количество покупаемой еды. Когда хочется чего-то вкусненького, скажем, колбаски или рулета, сладостей, то покупаю небольшими порциями. Всегда стараюсь попасть на акции и скидки. К счастью, мне не требуются лекарства постоянно и в аптеке я не частая гостья, но на случай болезни я стараюсь деньги отложить. Хорошо, что в самые трудные времена помогала внучка, да и дети не дадут помереть с голоду.
Правда, я еще сдаю недвижимость, что приносит 250-300 евро в месяц, с которых плачу подоходный налог. Иногда я задумаюсь: смогла бы я прожить на свою пенсию, если бы не этот дополнительный заработок?
Честно говоря, даже не представляю, как выживают пенсионеры, у которых маленькие пенсии и нет другого источника дохода. Скорее всего, мне пришлось бы просить помощи у самоуправления.
Часть пожилых людей старается найти подработку по силам, например, дежурят по ночам на парковках или гаражах, присматривают за детьми, ухаживают за другими пенсионерами или больными людьми. Словом, крутятся. В тоже время, я знаю многих своих ровесников, которые просто не ходят к врачу, потому что знают – оплатить анализы, сходить к специалистам, а затем купить лекарства они просто не смогут. И тогда они советуются с друзьями о том, как лечить свои недуги самостоятельно. К врачу такие пенсионеры попадают только на «скорой».
Конечно, у получателей маленьких пенсий есть возможность попросить от самоуправления пособие или питание на бесплатных кухнях. Но представьте, что чувствует пожилой человек, честно проработавший всю жизнь и потом вынужденный стоять в очереди за социальной помощью или бесплатным обедом? Душа болит от обиды.
Конечно, хорошо, что в июле следующего года пенсионерам, которые вышли на заслуженный отдых до 1996 года, будут платить за каждый год стажа не 1 евро, как раньше, а 1,5 евро. Но я хотела бы обратиться к премьер-министру Марису Кучинскису с просьбой, чтобы добавки к пенсиям стали регулярными. Мы хотим чувствовать уверенность, что свои обещания политики начнут исполнять. А то правительства меняются, и все начинается заново, а мы остаемся на том же месте и с теми же доходами. Мы хотим стабильности и уверенности.
Да, политики выполнили многие наши пожелания. Но правительство игнорирует одно очень важное требование, о котором Федерация пенсионеров неоднократно писала в Сейм, Кабинет министров. Я говорю о скидках по налогу на недвижимость. Они пенсионерам очень нужны.
Даугавпилс
Рассказывает Валентина Кустова, трудовой стаж неполные 43 года, пенсия 272 евро.
– После окончания школы до самой пенсии я работала на заводе электроинструментов – сначала обмотчицей, потом шлифовщицей, зубофрезеровщицей и помощницей мастера. На пенсию вышла чуть раньше. Мне присвоена инвалидность III группы. Когда я узнала, сколько денег мне полагается на заслуженном отдыхе (а вышла я на пенсию 13 лет назад), то ахнула. Хотя мне еще повезло. Знаю ровесниц, у которых при таком же, как у меня, стаже, пенсии по 230-240 евро.
Ведь как нам платили зарплаты в 90-е-то? Бывало, еду на работу, а у самой в кармане кубик куриного бульона и кусок хлеба. Вот и весь обед. Сейчас на лекарства в месяц уходит 30 евро, а иногда и все 50. Но я каждый год покупаю за 130 евро медицинскую страховку. Она меня выручает, когда приходится обращаться к врачу. Все-таки страховка обеспечивает бесплатные обследования, консультации у врача, скидки на лекарства, а так пришлось бы по 10-15 евро отдавать за каждый визит.
Я очень мало жгу света, почти не пользуюсь электричеством. Телевизор разве только смотрю, да холодильник включен. В остальном экономлю.
Второй год у меня статус малоимущей, поэтому в отопительный сезон я за квартиру плачу со скидкой. Зимой это квартирное пособие очень выручает.
Мясные продукты для меня слишком дороги. В основном ем овощи, иногда курочку подешевле покупаю – всегда по акциям. Обойду сначала все магазины, рынок, посмотрю, где что и почем, и возвращаюсь туда, где дешевле. Сама про себя шучу: волка ноги кормят. Но такими походами хоть немного экономлю.
Конечно, иногда хочется чего-то вкусненького, но как вспомню, сколько еще времени до следующей пенсии, то отказываюсь. Помню, однажды под Новый год увидела бабулю, которая долго-долго ходила по магазину, а в кассу встала с одним пакетом молока. Я же в тот день несколько видов конфет взяла по 100 граммов, себя побаловать. Так вот бабушка смотрит в мою корзинку, вздыхает и говорит: «Тоже хотелось бы конфеток к Новому году, но у меня пенсия только 5 января». Оказалось, у нее, кроме как на молоко, денег ни на что другое не хватало. Ну, я ей по паре конфет и отсыпала.
Или вот еще мужчина как-то подошел и попросил купить ему самого дешевого хлеба. Потом еще колбаски попросил. Думала, на закуску просит, хотя на пьяницу не похож. Выхожу из магазина и вижу: сидит неподалеку и ест. Я уже сама предложила ему еще сосисок купить, мол, потом приготовишь, а он отвечает: «Дома готовить не на чем. Электричество, газ – все давно отключено за долги». Оказалось, что до следующей пенсии по II группе инвалидности этому человеку оставалось еще несколько дней. Мне его так жалко стало! Так вот люди живут.
Приходится экономить и на одежде. К счастью, одна общественная организация дает возможность пожилым людям с маленьким доходом бесплатно поискать вещи в секонд-хэнде. Раньше это было горько, стыдно, обидно, а сейчас уже привыкла. Кстати, вещи мы потом развозим по районам и раздаем бесплатно, а в своей пенсионерской организации мы иногда обмениваемся вещами друг с другом.
Когда есть силы и возможность, отправляюсь в лес за ягодами, а потом продаю. В день удается заработать 10-15 евро. Правда, после таких вылазок устаю, день отдыхаю У нас тут все, у кого пенсия меньше 300 евро и нет подработки или помощи от детей, на подножном корме. Грибы-ягоды, варенье из одуванчиков, щавель. Все как после войны.
В месяц удается отложить по 10-15 евро на страховку. На концерты почти не хожу. Билеты по 10-15 евро для меня дороги. Мои дети и внуки заграницей, но я ничего у них не прошу.
Знаете, мне, потомственной гражданке, обидно и за себя и за других пенсионеров Латвии. Г-н Кучинскис, если в нашем государстве так радеют за граждан, то почему унижают такими пенсиями? Я вам предлагаю хотя бы недели две пожить на мои доходы, походить по секонд-хэндам и акциям, в лес по ягоды, а потом поторговать этими ягодами на рынке. Хотя, наверное вы, г-н премьер-министр, не самостоятельны в своих решениях и вам просто не дают возможность улучшить нашу жизнь. Хорошо, хоть не отбираете то, что у нас есть и даже увеличили индексацию и добавили за стаж.
Вентспилс
Рассказывает Татьяна Лиепиня, стаж 30 лет, пенсия 299 евро.
– Месяц назад мою пенсию пересчитали. Оказалось, мне ошибочно насчитывали 319 евро. Сейчас я получаю на 20 евро меньше. Мой муж, рабочий стаж которого 38 лет, получает столько же. В свое время мы продали квартиру в Риге и купили в Вентспилсе. Однако полученная на разнице в ценах сумма «растаяла» за год. Мужу сделали операцию на кишечнике, он похудел на 20 кг, надо было хорошо его кормить. Кроме того, последние 2,5 года приходилось довольно много денег тратить на лекарства (не менее 30 евро в месяц для мужа и 15-20 евро для меня). Это минимум. Сейчас супруг проходит реабилитацию после инсульта в центре по уходу «Вента» в Кулдиге. Стоит это 496 евро в месяц. Мы уже продали дачу, машину и гараж. Сейчас, после оплаты коммунальных счетов, фактически остаются деньги на суп и на то, чтобы сметану на хлеб намазать. Пришлось отказаться даже от рыбы. Если раньше лосось ели на каждый праздник, то сейчас он для нас недоступен. Замороженную рыбу смысла покупать нет. На сковородке она попросту тает. В этом году не покупаю фрукты, огурцы же превратились в лакомство.
Г-н Кучинскис и правительство, вы знайте, что нам, пенсионерам, живется очень трудно. От себя лично и многих знакомых мне пенсионеров хочу попросить: не заставляйте нас еще туже затягивать ремни. Иногда нам очень кушать хочется.
Салдус
Рассказывает Карлис Сергеевс, стаж более 40 лет, пенсия 235 евро.
– Я работал руководителем деревообрабатывающего цеха, на пенсию вышел 12 лет назад. Советский стаж мне посчитали не целиком. Получается, что такие, как я, не вовремя родились и не вовремя ушли на пенсию. В то время мне пенсию начислили в размере 20% от зарплаты, а если бы выходил сейчас, то получал бы целых 45% от зарплаты.
Живу с женой с доме, который построили еще наши предки. Вдвоем легче даже при маленьких пенсиях. Опять же, если в огороде растет огурец с помидором, картошечка с зеленью, то это помогает сэкономить на продуктах.
Молоко мне привозят настоящее, из деревни, и плачу я 50 центов за литр, куда меньше, чем просят в магазинах. Хлеб покупаю произведенный на маленьких пекарнях. Он хоть и дороже, но гораздо качественнее, сытнее. Магазинный батон съешь, а сытости не чувствуешь, а тут пары кусочков достаточно. Сливочное масло беру по акции и побольше, кладу в морозильник про запас.
Газеты получаю в местном супермаркете по системе «Сам себе почтальон». Так экономлю на доставке 10 евро.
Но я не хотел бы жаловаться. Самое страшное заключается в том, что люди, которые сейчас работают, не понимают, что сейчас самое время зарабатывать на пенсию. Они живут сегодняшним днем, не думая о завтрашнем. Получая зарплаты в конвертах, они не только уничтожают пенсионную систему в будущем, но и воруют у нынешних пенсионеров. Пенсий у таких работников не будет. И не правительство тут виновато. Наш Закон о пенсиях самый стабильный и позволяет заработать пенсию без ограничений.
Молодежи кажется, будто сейчас трудно. Да ничего подобного! Мы, дети послевоенного времени, прекрасно помним свои юные годы. Тогда мы действительно выживали. А сейчас молодое поколение просто с жиру бесится. Только и слышно «Дай!». К сожалению, люди сегодня не хотят работать, и те, кому сегодня по 75 лет, прекрасно это видят.
В остальном же мы, пенсионеры, стараемся как можно больше и чаще проводить вместе время, организуя экскурсии, танцы и прочие мероприятия, чтобы оставаться оптимистами и не иметь времени на грусть.
Г-н Кучинскис, единственное, о чем я хотел бы попросить, это поднять необлагаемый минимум для пенсионеров до 300 евро уже со следующего года. Это очень важно! Все-таки не у всех пенсионеров живы супруги, не у всех есть огород или дети, способные поддержать. Например, в нашем обществе пенсионеров ни у кого нет пенсии 300 евро. Максимум 280. Повышение необлагаемого минимума до 300 евро подняло бы доход таких пенсионеров на 16 евро.