Как передает BNN, на телепрограмме Sastrēgumstunda на телеканале Latvijas Televīzija звучали разные мнения об успехах и фиаско Берзиньша. Политолог Иварс Иябс отметил, что Берзиньш на конституционном уровне справляется с обязанностями президента, хотя и признал проблемы президента с общением. Журналист Байба Страутмане, которая подписала письмо с призывом оценить дальнейшие действия Берзиньша на этом посту, подчеркнула, что, опираясь на разные решение президента, вынуждена подвергнуть сомнению способность Берзиньша занимать свою должность. Так, например, в результате ухода с поста Валдиса Домбровскиса, на которого повлиял Берзиньш, в тот момент, «когда максимально важна способность идти и говорить с народом, пояснять, делать, быть видимыми, быть заметными, быть услышанными; у нас есть премьер-министр, международный престиж которой совсем не такой, как у Валдиса Домбровскиса, и у нас, например, есть министр обороны [Раймондс Вейонис], которому нужно оправдываться за высказывания духовного лидера своей политической силы [Айварса Лембергса] о НАТО как оккупационных силах».
Оценку президента в контексте ситуации выразил и директор Латвийского института внешней политики Андрис Спрудс, подчеркнув, что речь идет не только о слабых или средних ораторских способностях президента, но и о содержании.
«Март изменил сущность вопроса: в марте речь шла не только о репрезентативности и о том, как мы представляем свою страну. Март месяц поднял планку на более высокий уровень. Реалии изменились. Реалии намного серьезнее — это агрессия России, санкции Запада против России, и Латвия тоже под знаком вопроса: что будет дальше. Есть совсем иная ситуация, и я хочу сказать, что нет [Берзиньш за ней не успевает]», — сказал Спрудс.
«В тот момент, когда речь идет о санкциях, сидение в середине марта в ложе «Газпром» или «Роснефть» является неадекватным в том плане, что на следующий день могут возникнуть санкции против «Газпром» или «Роснефть», — продолжает критиковать президента Спрудс.
Он также выразил опасения насчет того, что выборы президента состоятся в следующем году, когда Латвия будет председательствующей страной в Европейском союзе. «На данный момент эта комбинация, которая есть — премьер, президент, — не будет слишком репрезентативной, так как нам нужно будет заниматься председательством», — сказал Спрудс.
Депутат Сейма Август Бригманис, члены партии которого («Союз зеленых и крестьян») продвигали кандидатуру Адриса Берзиньша на пост президента, сказал, что президент Андрис Берзиньш, который во время крымского кризиса своими высказываниями заслужил немало критики, — человек со своими мнением и известным упрямством, и не нужно надеяться, что он изменится.
«Андрис Берзиньш — человек со своей позицией, мнением и известным упрямством. Если кто-то надеется, зная его, что он крупно изменится и научится, то этого не произойдет. Он это подчеркивал — принимайте меня таким, какой я есть», — охарактеризовал Бригманис.
В беседе участвовала и комментатор издания Neatkarīgā Rīta Avīze Элита Вейдемане, в комментариях и представляемой ею газете раньше не появилось ни малейшей критики в адрес Айварса Лембергса или Андриса Берзиньша. На вопрос, является ли Андрис Берзиньш лидером Латвии, который может быть «кризис-менеджером», учитывая ситуацию во внешней политике, журналист ответила, что каждый человек со своим характером и кризис-менеджеров сейчас нет ни в правительстве, ни в парламенте, ни в президентской канцелярии.
На вопрос не ощущает ли госпожа Вейдемане неудобств при просмотре публичных выступлений президента, журналистка отметила, что «может быть, человек не умеет выступать», и тогда ему нужно учиться этому. Несмотря на то, что на вопрос о том, разве трех лет недостаточно, чтобы научиться этому, ответа не последовало, Вейдемане подчеркивает, что в самом начале говорила президенту, что вместо «что» нельзя говорить «когда». Журналистка полагает, что причиной провала репрезентативности Берзиньша является то, что наш президент смущается телекамер.
Улыбаясь словам Вейдемане о том, что госпоже Вейдемане все понятно, и она может говорить с Берзиньшем как с самым обычным человеком, Страутмане заметила, что это ну уж совсем «серьезный» комплимент первому лицу государства: «что, когда нет телекамер, я могу с ним говорить, как с обычным человеком». Стратумане продолжает: «одно дело — научиться говорить правильно, ясно и понятно, а другое дело — когда нет ясных мыслей, то хорошая дикция и четкая речь не помогут».
Она еще подчеркнула, что «в таких обществах, как социальные сети, кухня, у него [Берзиньша] уже на протяжении года [..] есть все возможности сказать, мол, дорогой латвийский народ, простите, я устал и не буду продолжать выполнять свои обязательства».
На телепрограмме Sastrēgumstunda на телеканале Latvijas Televīzija прозвучали разные решения как в дальнейшем найти лучшего президента, в том числе и решения для участвующих в парламентских выборах партий, по поводу того, как объявлять своих кандидатов на высокую должность. Директор Латвийского института внешней политики Андрис Спрудс подчеркнул, что президент должен быть идеальной шестеренкой в системе госуправления, у него должны быть представительские функции и авторитет. По его мнению, партии не могут договориться о сильных фигурах и представителях партий, поэтому выбирают компромиссную фигуру.
Нужно добавить, что выборы президента страны пройдут летом следующего года. Андрис Берзиньш еще не дал понять, готов ли идти на второй срок.